Архиепископ Димитрий: «Если мы оставляем Православие… то мы предаем предаем свою Родину»

18 августа 2007 г.

Беседа в прямом эфире православного телеканала «Союз» 1 мая 2007 года.

— Дорогие друзья, сегодня у нас в студии архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, ректор Тобольской духовной семинарии. Христос Воскресе!

— Воистину Воскресе Христос, дорогие телезрители!

— Владыка, Ваша епархия территориально находится недалеко от Екатеринбургской, мы соседи, но все же хотелось бы узнать от Вас, что сегодня представляет собой Тобольская епархия, как она развивается, сколько храмов и учебных заведений?

— Да, сейчас мы все свидетели активного развития жизни Церкви, приходской жизни после многих и многих лет запретов, гонений. В нашей епархии сейчас уже 220 приходов, а на период открытия епархии (она была возрождена в 1990 году) было всего 18, и духовенства насчитывалось менее 20 человек. Сейчас духовенства более 200 человек, все имеют духовное образование благодаря возрожденной в те же годы Тобольской духовной семинарии, самого древнего учебного заведения в Сибири.

Период становления проходил сложно, нужно было развивать материальную базу, систему образования, возрождать все заново. Мы знаем, что в годы лихолетья разорено было все. Потихоньку сегодня набрала силу и наша Тобольская духовная семинария, которая включает несколько учебных заведений. Сама семинария насчитывает около 300 учащихся. Это, в основном, юноши очного отделения и экстернат, на заочном отделении священники учатся. Есть также иконописная, регентская школы. Они насчитывают более ста человек. Там учатся и юноши, и девушки. Также у нас в Тобольске есть мужская и женская православные гимназии. Общее число учащихся в тобольских духовных школах превышает 530 человек. Вот знаки нашего времени. Мы видим, как Церковь, будучи многие годы лишена возможности развития в системе образования, сегодня начинает это служение, помогает людям получить и знания, и духовное воспитание в православных традициях.

Если говорить о епархии, у нас открыто уже 12 православных гимназий. Большинство имеют государственную лицензию и государственную аккредитацию. Ряд гимназий уже сделали по два, три и есть даже пять выпусков, — как, например, Тобольская гимназия. Гимназии выпускают учеников на достаточно высоком уровне: очень высокий процент выпускников поступает в высшие учебные заведения. Самое главное — высокий процент учащихся с хорошим нравственным воспитанием. Дана своеобразная прививка против зла, произвола греха, безнравственности, которые поражают многих, особенно из числа молодежи.

Так сейчас идет жизнь в епархии. Конечно, не все происходит гладко. Но, слава Богу, строятся храмы. Слава Богу, восстанавливаются поруганные святыни. И это все делается благодаря многим программам, в том числе программам правительства Тюменской области, правительств Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Особенность нашей епархии — в нее входит 3 субъекта федерации. По милости Божией, хочется отметить понимание на протяжении всех этих лет со стороны правительств, и благодаря сложению усилий светской и духовной власти, получается многое сделать, особенно в восстановлении духовных святынь, памятников нашего народа.

— У нас вопрос телезрительницы: «У меня две знакомые — одна баптистка, другая пятидесятница. Были православными, а сейчас перешли в секты. Утверждают, что Господь Бог крестился в 30 лет. И на православных смотрят они как-то с неодобрением. Как мне с ними себя вести»?

— Вы знаете, уже предыдущие собеседники в этой студии отвечали на аналогичный вопрос: «Как относиться к тем, кто уходит в секту?» Конечно, каждый свободен выбирать. Но давайте подумаем о том, что каждый народ имеет свои традиции, предков, которые жили сто, двести, триста, пятьсот лет назад. Тех, кто нес дыхание жизни, благоукрашал эту землю, формировал культуру, традиции этого народа. Давайте задумаемся, кем они были? Конечно, православными. Первые секты стали появляться у нас в России 100-150 лет назад. Они были раньше, но служили только для иностранцев, которые в России пребывали. А вот активного влияния на народ, прозелитизма, как мы говорим, — не отмечено.

Теперь давайте порассуждаем и сделаем вывод. Если мы оставляем Православие, не познав его, не поняв, не почувствовав его красоту, то мы предаем своих предков, предаем свою Родину. Я воспитывался на тех понятиях, которые вложил в мое сознание отец. Он, инвалид войны второй группы, мне говорил, что ему вера помогла пройти все годы войны. Вернулся контуженный, весь израненный, но прошел все с молитвой, с иконочкой, которой мать его благословила. Так воевали, защищали наши предки землю и двести, и триста, и пятьсот лет назад. Мне говорил отец: «Веру, Родину, как и родителей, не выбирают. С ними рождаются». И если человек берет на себя смелость отречься от веры, он отрекается от той традиции, которая сформировала Родину, культуру, православный быт, православный мир, — его поступок ближе, по характеру Евангельского примера, к поступку Иуды, предателя...

Человек сам вправе выбирать веру. Но если мы посмотрим на современную историю нашего Отечества, когда произошло насилие над душой народа, когда миллионы людей были уничтожены за веру, за православную традицию, — Россия не стала лучше ни в духовном, ни в нравственном, ни в культурном развитии. Сегодня мы видим: идет процесс дальнейшей потери норм морали, нравственности. Так вот, давайте подумаем, стоит ли опрометчиво поступать с ценностями, которые назывались для нас святыми. Если мы святыни нашего народа будем попирать, предавать, изменять им ради эксперимента, ради красного словца либо приманки (нередко секты, особенно тоталитарные, используют средства воздействия на человека для его вовлечения), мы будем очень легкомысленны. Давайте постараемся сначала понять наших благочестивых предков, понять нашу родную российскую православную культуру.

— Спасибо. Еще у нас вопрос: «Многие священники сейчас разрешают женщинам красить волосы и губы. Говорят, что в разумных пределах. Я бы хотела услышать Ваше мнение».

— Сколько людей, столько и мнений. Конечно, в какой-то мере может человек это допускать. Но если человек не красится, нет ничего в этом предосудительного. Он сохраняет в себе образ Божий, естественную красоту, которую дал ему Господь. А если человек применяет какие-то элементы благоукрашения, главное, чтобы это не служило ко греху, не служило прельщением для другого человека и тем самым не подталкивало на грех. Поэтому здесь нужен разумный подход — не осуждать тех, кто красится, и не гордиться тем, кто не красится.

— Владыка, Вы уже коснулись темы восстановления храмов. Ваш город Тобольск — красивейший город с богатой историей. Много храмов, которые восстанавливаются. А возрождается ли традиция православного меценатства?

— Благотворительность, то есть умение творить благо, распоряжаться теми материальными средствами, которые дал тебе Господь благодаря твоему дару или таланту, во многом у нас сегодня еще не до конца развита. Начатки есть, есть благотворители. Они помогают, особенно когда касается вопросов образования. Надо ли построить гимназию, улучшить ли условия для гимназистов или семинарии, — много людей, которые помогают. Но все-таки у нас в России представители состоятельных сословий были щедрее. Благодаря их меценатству, их средствам строились красивые храмы, здания, богадельни, церковно-приходские школы. Я думаю, со временем понятие правильного распоряжения материальными средствами, которые дал Господь, приходит и будет приходить. Отрадно, что сейчас растет число людей — серьезных благотворителей, которые делают какой-то вклад в конкретное дело и при этом просят: «Вы, пожалуйста, не называйте» — жертвуют не ради тщеславия, превозношения перед людими: «Вот какой я щедрый». «Давайте, — говорят, — мы сделаем, а потом, если будет Церковь благодарна, пусть это будет благодарность памятью для моих потомков, что их отец или дед отреставрировал храм, помог созданию православной гимназии». Это имеется. Если будут нарастать усилия Церкви, молитвы и просвещение людей, число искренних благотворителей, которые не ради тщеславия, не ради гордыни, а ради дела милосердия, от чистого сердца будут делать для людей, — будет расти. И молитва благодарения будет особым от Бога для этих людей знаком милости в их трудах, их жизни, жизни их детей и внуков.

— Еще вопрос от телезрителя: «Беспокоят Вас из Ульяновской области, из села Илюшкино. У меня черно-белая фотография церкви. Я прикрепила к стенке. Теперь посмотрела — стала вся цветная. Это мне Бог благоволит, или что-то мне предвещает, хочу узнать».

— В церкви нет такой практики по изменению цвета фотографии, светлеет она или тускнеет, говорить о каких-то духовных совершенствах человека. Если это священник видит, он может сказать. В какой-то мере это может быть для вас в вашем восприятии знак, импульс, который вы должны почувствовать, увидеть, и, поскольку это связано с храмом, усугубить свои труды в посещении храма — дома Божия, в молитве, в покаянии. И это послужит во благо вашей душе, сердцу.

— Главное, наверное, иметь духовную прозорливость. Суметь увидеть чудо там, где оно действительно есть, и не приписывать каких-то чудес...

— Да, многие сейчас, вновь обращенные к Церкви всегда ищут какое-то чудо — в образе, в богослужении. Но здесь есть некая опасность, когда человек искусственно себе эти дары предвосхищает. Если вы хотите увидеть чудо в церкви, то оно здесь явное. Разве не чудо, что не прошло еще и 20 лет свободы Церкви — она возродилась. Множество появилось храмов, духовных учебных заведений. Церковь из небытия воскресла. Ведь некоторые мощные структуры — политические, государственные, на которые работал весь потенциал страны, бюджета, — сегодня исчезли, распались, ушли в небытие. А здесь, казалось бы, Церковь, которую несколько десятилетий планомерно, направленно истребляли, вдруг возрождается. Вот это и есть чудо, чудо из чудес. Нам только надо это увидеть и постараться чудо увидеть в самом себе, в своей душе, чтобы наши душевные силы (а какие силы души: разум, воля и нравственное чувство, совесть) получили благодатное освящение, озарение, чтоб они окрепли. Чтобы разум определял нас на добро, воля нас предопределяла к доброму, и уклоняла от греха, от зла, порока, а совесть как голос Божий, если человека Господь посещает, всегда нам показывала, что нельзя делать, и что является добрым. Если мы эти свои душевные и духовные силы и качества укрепим в себе, приобщаясь к вере, храму, Богу, то мы многого достигнем в этой жизни. И в первую очередь мы получим радость жизни, бытия, общения, проявления любви к Богу и ближним, радость этого служения.

— Спасибо. Еще послушаем вопрос: «Раба Божия Елена из Сургута. У нас в Сургуте нет свободного доступа у людей смотреть православный канал. Даже по кабельному телевидению у нас нет такой возможности. Люди, которые могут поставить себе тарелки „НТВ“, могут посмотреть православные передачи. Что-то можно сделать, чтобы изменить положение? Даже не знаю, как помочь своим знакомым. Они просто не имеют доступа. И второй вопрос. Скажите, пожалуйста, как епархия организует летние каникулы подростков? Я имею в виду православные лагеря».

— Что касается трансляции православного телевидения, это связано с техническими средствами. Церковь всегда готова обращаться к людям. И вы это видите на примере канала «Союз». Этот канал можно сравнить с окном в эфир, прорубленным Церковью. И я благодарен тем, кто здесь трудится, кто способствовал этому. Я думаю, последуют и другие дальнейшие шаги, распространение этого канала дальше, появление других православных каналов. Это все нас ждет, если будет милость Божия, если мы будем прилагать усилия. Поверьте, нужны технические и материальные средства. Нужны люди, православные журналисты, те, кто стараются донести слово истины и правды людям языком телевидения.

Что касается второго вопроса — как организуется детский отдых в епархии. Вопрос задан был из Сургута, это наша Тобольская и Тюменская епархия, мы в этом городе бываем. В каждом благочинии, и в Ханты-Мансийском благочинии готовятся программы для летнего детского отдыха. В этом году будет несколько лагерей. У нас есть лагерь «Владимирская слобода» и в Нефтеюганске есть лагерь на базе подсобного хозяйства, где очень хорошо проходит отдых детей. У нас в этом году также будет ежегодный лагерь на корабле. Месяц мы плаваем. Две смены. Одна смена — девочки, с первых чисел июня, до 23 июня, и с 23 июня до первых чисел июля — мальчики. Уже многие годы мы так плаваем. Эта программа тоже готовится. Идет отбор ребятишек от каждого прихода. Есть квота. Конкурс большой, большое желание детей проплыть на корабле две недели. Каждый день корабль останавливается в городах, поселках, населенных пунктах. Если мне память не изменяет, наш «Славянский ход», мы так именуем этот лагерь, будет и в Сургуте. Нам памятны встречи, — как сургутяне встречали нас. С Крестным ходом мы от пристани шли по всему городу со святынями, которые привезли на корабле. В этом году так же будет.

Впервые мы готовим сейчас лагерь, который будет проходить в тундре, в двух стойбищах, где коренные жители построили два храма. Мы договорились и с Анной Павловной Неркеге (это писательница ненецкая, она живет в тундре) и договорились с правительством Ямало-Ненецкого округа о такой программе. В этой программе примут участие дети коренных народов тундры, дети наших православных гимназий и воскресных школ. Задача — помочь общению детей, пожить в условиях тундры, в чумах, научиться ловить рыбу, общаться. В этом году это будет первый экспериментальный проект, который тоже хотим развивать... Так что много программ. Есть для старшего юношества программы. Это сплавы на катамаранах. У нас были поездки на Байкал, по рекам Тюменской области, когда группы юношей плыли в таких экспедициях. Вы подробно можете узнать каждый в своем приходе; там формируются списки. Выберете удобный для вашего ребенка вариант, поучаствуете в отборе.

Надо сказать, что абсолютное большинство этих программ проходит при поддержке правительства Тюменской области и правительств автономных округов. Поскольку это детские программы, они направлены на то, чтобы организовывать отдых детей в период летних каникул.

— Владыка, продолжая разговор о Божественном промысле, о Божественном чуде: наверное, тоже можно назвать чудом и, конечно, результатом огромной работы, что в Вашей епархии 12 православных гимназий. Еще недавно каждую православную гимназию нужно было открывать с боем, потому что было очень сильное противодействие со стороны государства, светских учреждений. Сегодня чудо — гимназии появляются, появляется духовное образование у детей, а это самое важное...

— Да, действительно это чудо нашего времени. У нас и в Сургуте есть православная гимназия очень хорошая, и хорошее здание они получили два года назад. Все это чудо. Вспоминаю, как мы в 1994 году открывали первую гимназию в Тобольске. Позволил закон, юридически все можно было, но мы почувствовали, что не все готовы, особенно из чиновников от образования. Но и то милость Божия. На самом высоком уровне, при поддержке губернатора, при поддержке в системе образования людей, которые постарались вникнуть, почувствовать, понять и увидеть в этом благо, нам удалось открыть первую гимназию. Затем стали открываться в других городах. И сегодня, конечно, есть вопросы юридического плана, в законодательстве есть пробелы. Если в 1990-е годы в законодательстве четко прописаны были негосударственные учебные заведения, то при корректировке законов вдруг стали опускать эти термины. Но хочется обратиться, если кто слышит из системы образования: давайте будем объединяться в делах добра для детей, их воспитании в духе традиций. Мне чуть больше года назад, по благословению Святейшего Патриарха, довелось быть в Брюсселе на конференции по религиозному образованию в государственных и негосударственных учебных заведениях. Во многих странах это образование присутствует. И никого не смущает, что они многоконфессиональны, многонациональны, потому что человек, который знает свою традицию, будет уважать и традицию другого. А как будет уважать традицию другого, или будет толерантным молодой человек, который не знает своей традиции? Поэтому давайте будем стараться быть правдивыми, честными и стремиться помочь детям через приобщение к традиции укрепить духовный и нравственный потенциал, духовное и нравственное здоровье.

— Спасибо Вам большое, Владыка. Благословите всех наших телезрителей.

— Я рад встрече, общению. Божие благословение пусть пребудет со всеми вами. И в дни Святой Пасхи я желаю — пусть Пасхальная радость не покидает ваши сердца. С радостью Пасхальной вас поздравляю. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Живите с миром.

— Спасибо, Владыка!

Беседовала Полина Митрофанова

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Последние телепередачи

Вопросы и ответы