Владыка Ростислав «Надо любить наших ближних, прощать их, покрывать любовью их немощи и недостатки»

18 августа 2007 г.

Беседа с Архиепископом Томским и Асиновским Ростиславом в прямом эфире православного телеканала «Союз» 2 мая 2007 года.

— Владыка, Томская епархия начала свое существование с 1834 года. Но уже перед началом Великой Отечественной войны практически не остается ни одного храма из более чем полутора тысяч, которые были перед революцией. Епархии фактически уже и нет. И только в 1997 году она переживает свое второе рождение. Вы с момента второго рождения возглавляете епархию. Что представляет собой Томская епархия на сегодняшний день? Вам пришлось сложно, у вас совсем не было храмов...

— Да, действительно, Томская епархия в настоящее время только возрождается, несмотря на то, что она имеет очень давнюю историю. Еще на Московском Большом Соборе 1667 года было принято решение о создании Томской епархии. В 1834 году она была образована. Великие святители трудились в пределах нашей епархии. В частности, почти два десятилетия трудился причисленный к лику святых угодников Божиих святитель Христов Макарий Невский, другие святители.

После революции большой удар был нанесен по церковной жизни, и все храмы были закрыты и разрушены. Последний в 1939 году закрылся, и возрождение духовной жизни пришлось в наше время начинать на пустом месте. К 1997 году, когда епархия возродилась, в Томске и области действовало только пять храмов. Два из них в самом городе Томске, и три в сельской местности. К большому счастью, в пределах Томска и области сохранились многие дореволюционные церкви, хоть и были обезображены. Их передали Церкви, и мы приступили к их возрождению, восстановлению. В настоящее время практически все они восстановлены, во всех совершаются богослужения.

Очень важной составляющей духовной жизни Томской епархии стала возрожденная Томская духовная семинария. Она была образована еще в 1840 году, но после революции была закрыта. В 1991 году, когда Томск посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, с ним встретились представители общественности города, рассказавшие о том, что Томск — вузовский город (действительно, он в Сибири известен как «Сибирские Афины», у нас очень много университетов, институтов), но спектр образования в нашем городе не может быть полным без духовной составляющей. Поэтому было предложено возродить Томскую духовную семинарию, на что мы получили благословение Святейшего Патриарха. И семинария возродилась. Вначале долгое время она была семинарией-скиталицей, потому что не было у нее ни своего здания, ни должного количества учебных пособий, но постепенно семинария все прочнее и прочнее становилась на ноги. В настоящее время она — одно из лучших православных духовных учебных заведений Сибири, которое готовит священнослужителей не только для Томской епархии, но и для многих-многих епархий Сибирского региона. Пастыри, которые выходят из ее стен, пользуются большой любовью, авторитетом среди паствы. Очень радостно мне как ректору Томской духовной семинарии получать благодарственные письма от Преосвященных Владык, которые благодарят за подготовку достойных пастырей Церкви Христовой.

— У нас есть вопрос рабы Божией Анны из Жигулевска: «Владыка, мы празднуем Пасху в 12 часов ночи. Но ведь еще Иисус Христос не Воскрес. Мы же празднуем ее на час раньше. Почему?»

— Вопрос очень хороший. Спасибо вам за этот вопрос. На самом деле, Господь Воскрес и чудо Воскресения Христова принадлежит не какому-то конкретному времени, не какой-то конкретной эпохе. Христос Воскрес не просто два тысячелетия назад. Это чудо принадлежит не времени, а вечности. Мы каждый год, каждый воскресный день, каждые семь дней празднуем Воскресение Христово, и каждый седьмой день недели именуется нами воскресным днем, Воскресением Христовым. Поэтому празднуем ли мы праздник Пасхи в полночь, либо в какое-то другое время —это сейчас человеческая условность.

Важно совершенно другое. Когда мы празднуем праздник Святой Пасхи, важно, чтобы сердце наше открылось перед Господом и чтобы мы стали не просто участниками Пасхальных богослужений, а чтобы жизнь наша прикоснулась к той таинственной, сокровенной жизни, которая нам открывается в Воскресшем Господе. Мы как верующие люди, когда приходим в храм и, прославляя воскресение Христово, поем не просто: «Воскресение Христово славим» или: «О Воскресении Христовом знаем», — а мы говорим: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу». Благодаря Пасхальному богослужению мы приобщаемся к истине Воскресения Христова. А полночь — это дело условное. Праздник Святой Пасхи подобен солнышку: сначала солнышко приносит день и радость солнечного света жителям Дальнего Востока, потом день продвигается все дальше и дальше на запад. Приходят новые сутки в Якутию, затем в Сибирь Восточную, в Сибирь Западную, затем день переступает через Урал, идет в Европейскую часть России, в Африку, Америку и т. д. Свет Христова Воскресения подобен Cолнцу. Поэтому когда мы с вами еще стоим перед Плащаницей и поем над ней песнопения Великой Субботы: «Не рыдай Мене, Мати», в это время наши братья и сестры в Якутии или на Дальнем Востоке уже час, а то и два поют: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Поэтому важно здесь не столько время, когда мы начнем петь гимн Воскресшему Христу Спасителю, а с каким настроением мы будем его петь. Нужно заботиться, чтобы сердце наше было готово принять Воскресшего Господа, чтобы оно соприкоснулось с Воскресением Христовым.

А кто может познать истину Воскресения Христова? Далеко не всякий человек. Даже святые апостолы сподобились явления Воскресшего Господа не в первую очередь. Почему? Потому что они, когда Христос страдал, восходил на Голгофу, проявили малодушие, слабость, разбежались. А женщины сохранили Христу верность до конца, шли за Ним на Голгофу, присутствовали при Его распятии, как и ученик Христов Иоанн Богослов, — эти женщины первыми узнали от ангела, что Христос Воскрес. Верность делает нас причастными истине Воскресения Христова. Поэтому нам важно встретить Воскресшего Христа Спасителя, прославлять Его, а не просто следить за стрелками часов, следить за тем, чтобы сердце наше всегда, при всех обстоятельствах нашей жизни сохраняло верность Господу и в малом, и в великом. Мы помним, как Христос сказал, что верный в малом верен и во многом.

— Спасибо, Владыка! Вернемся к разговору о Томской епархии. Возрождение епархии — не только возрождение старых и строительство новых храмов. Это в первую очередь возрождение духовной жизни, жизни приходской. Это люди, которые приходят в храмы и потом несут духовное богатство из храмов, в мир, в жизнь. Мы сейчас наблюдаем очень благодатное явление — в праздники храмы полны людьми. Даже места порой не хватает. Как в вашей Томской епархии? Что это за прихожане? Что это за люди? Быть может, вам тоже уже не хватает храмов?

— Да, если 20 лет назад пяти храмов хватало на всю обширную Томскую епархию, то в настоящее время уже и 80 храмов недостаточно. В большие праздники храмы полны людьми. И радуется сердце, когда мы видим возрождение духовной жизни во всех ее проявлениях. Эта радость иногда соседствует с грустью о том, что процесс духовной жизни в нашей стране далеко не однозначен. Весть о Христе, о спасении теперь возвещается везде, во всех храмах, во всех монастырях, сейчас огромное количество духовной литературы издается, но вместе с этим мы видим вокруг себя много порока и разврата, оказывающих большое воздействие на наших сограждан, в том числе на молодежь, которая этим увлекается, повреждает от этого свою духовную жизнь. Поэтому задача всех верующих людей не только свое сердце сберечь от этого тлетворного влияния, но и постараться, насколько это возможно, уберечь от соблазна, от греха наших ближних. Прежде всего, наших детей, внуков, приводя их ко Христу, в храм, в воскресные школы, чтобы сердце их оказалось защищенным от зла.

Мне вспоминаются слова преподобного Иоанна Лествичника в его знаменитой книге «Лествица, возводящая на Небо», которую можно рассматривать как энциклопедию духовной жизни. Иоанн Лествичник пишет о том, что духовная жизнь человека похожа лестницу, по которой мы ступенька за ступенькой поднимаемся все выше и выше к Богу. Он пишет, что человек, который пребывает в вере, в Боге, подобен капельке ртути. «Когда ртуть, — пишет он, — попадает в какое-то инородное вещество, например, в мусор или в песок, то никогда не смешивается с этим, но сохраняет свою чистоту и целостность. Так и душа человека, пребывающая в благодати духа святого». Если мы хотим сами сохранить себя от тлетворного влияния века сего погибельного, если хотим сохранить от этого наших детей, внуков, нужно их воспитывать в духе Христовом, в духе Божием. Тогда мы действительно станем свидетелями подлинного возрождения духовной жизни.

— Еще вопрос телезрителя: «Владыка, объясните, пожалуйста, про молитву „Отче наш“. Чтобы молитвой молиться, нужно ее понимать. Объясняют же ее все по-разному».

— Спасибо за ваш вопрос. Молитва Господня, а именно так именуется молитва «Отче наш», является самой главной, самой важной молитвой. Потому что Сам Господь наш Иисус Христос на просьбу учеников: «Господи, научи нас молиться» сказал: «Молитесь так...». И, по сути дела, процитировал им слова этой молитвы. Эта молитва настолько важна, что даже проверить, является ли человек православным и насколько он является духовным, можно по этой молитве. Наши предки, благочестивые русские люди, даже употребляли пословицу: «Кто не знает „Отче наш“, — сразу видно, что не наш».

В чем же особая важность и значимость этой молитвы? Первые слова молитвы «Отче наш» уже говорят о многом. Это значит, что мы именуем Бога нашим Отцом. А значит, мы все дети нашего Небесного Отца. Это значит, что храм Божий, который является домом Божиим, — и наш дом, наш отчий, родной дом, которого мы не должны избегать. В этой молитве, указывают святые отцы, мы называем Бога не просто «моим Отцом», а «нашим Отцом». А если Бог наш Отец, то мы все, дети Отца, братья и сестры. А братьев и сестер связует одно общее — взаимная любовь друг к другу. В этом отношении вспоминаются слова знаменитого подвижника VII века преподобного Аввы Дорофея, который говорил, что Бог находится как бы в центре круга, а верующие люди — на радиусах. И чем они больше приближаются к центру, к Богу, тем становятся ближе и друг к другу. Поэтому процесс нашей устремленности к Богу и взаимной любви, которая нас связывает друг с другом, — процесс взаимно обусловленный. А что касается тех слов, о которых вы спросили, «иже еси на Небесех», это славянское выражение. Мы говорим: «Господи, иже еси», то есть «Тот, Который есть на Небесах». Мы обращаемся к Отцу нашему Небесному. Но вместе с тем мы помним и знаем, что Господь не заключается небесами физическими, куда мы часто обращаем свои взоры. Господь пребывает везде. Господь пребывает прежде всего с людьми, которые открыты к Нему, и прежде всего Господь пребывает в чистом сердце человека. Поэтому, когда в 1961 году первый космонавт наш Юрий Гагарин полетел в космос, советские газеты в тот же день вышли примерно под такими заголовками «Небо без Бога»: первый человек оказался в космосе, Бога там нет. На это же время один благочестивый человек, верующий православный профессор сказал, что навряд ли тот, кто Бога не нашел на земле, найдет Его и на небесах. Действительно, Господь обретается в чистом человеческом сердце. Сам Господь об этом сказал: «Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога» — вот путь к Богу: чтобы увидеть Бога, нужен нам не космический корабль, не самолет, а чистое сердце. «В душу злохудожную не войдет премудрость», — сказано в Библии: в душе, которая заражена грехом, нет места для Бога, для святыни. И поэтому — чтобы нам приблизиться к Богу, чтобы Бог был действительно нашим Отцом, с Которым мы всегда пребываем, а Он пребывает в нас — нужно приготовить Ему место для пребывания, сделать так, чтобы Небо, о котором мы говорим: «Отче наш, который на Небесах», — это Небо, эти Небеса оказались в нашем сердце. Это важно, это очень значимо. Когда я беседую с паствой, встречаюсь со студентами, я им напоминаю одну мудрость, которую часто мы, наверное, слушали из уст наших родителей, когда были детьми. Нам всем читали сказку известного сказочника Андерсена, которая называется «Огниво». Там рассказывается о солдате, который возвращался с войны и вдруг попал в подземелье, заходил там то в одну, то в другую комнату. В одной комнате он нашел сундук с медными монетами. Он этими медяками набил свой ранец, карманы, пошел в следующую комнату, там увидел сундук с серебром. А серебро было уже некуда поместить, и он вынужден был вытряхнуть медяки, чтобы заполнить все емкости серебром. Но когда он зашел в третью комнату, нашел там сундук с золотом. Чтобы заполнить ранец и карманы золотом, он должен был расстаться с серебром. Так и мы, если мы хотим, чтобы подлинное духовное злато, подлинная духовная ценность пребывала в нашем сердце, чтобы Господь там пребывал: мы должны вытряхнуть оттуда все мелочное, все тленное — все, что нам мешает принять Бога.

А последние слова этой молитвы призывают нас к всепрощению. Мы, обращаясь к Отцу нашему Небесному, говорим: «Прости нам, остави нам долги наши, так же, как и мы прощаем должникам нашим», или «оставляем должником нашим» — так это по-славянски. То есть мы просим Бога: «Господи, прости нас, точно так же, как мы прощаем наших ближних». Эти слова молитвы Господней заставляют нас о многом задуматься. А если мы не прощаем, мы жестоки, взыскательны по отношению к нашим ближним, то эти слова являются, по сути, осуждением нас. Мы говорим: «Господи, как мы не прощаем, как мы жестоки, так и ты с такой же жестокостью подойди к нам». И Господь в Евангелии так и говорит: «Какой мерой меряете, такой и вам отмерится». Если мы хотим, чтобы Господь являл нам Свои милость, любовь, снисхождение, — надо любить наших ближних, прощать их, покрывать любовью их немощи и недостатки.

Когда к одному подвижнику подошел ученик и сказал: «Я вижу брата, который преткнулся. Пойти ли мне и строго выговорить этому брату, или поступить как-то по-иному?», старец ему сказал: «Если ты сделаешь брату замечание, то будешь Пимен. А если не сделаешь ему замечание, но помолишься за него Богу и покроешь его своей любовью, то будешь Авва Пимен». Святые отцы показали, что милость намного выше, чем человеческий суд, немощный и ограниченный. В этом смысл молитвы Господней, молитвы «Отче наш».

— Еще вопрос от телезрительницы: «Раба Божия Валентина. Владыка, я только прихожу к вере. Мне 30 лет. Месяц назад я впервые была на Исповеди. Я к этому таинству готовилась почти год. В тот день было очень много людей. Когда я стала исповедоваться, расплакалась и не смогла все грехи раскрыть. Батюшка сказал, что как-то не вовремя я пришла, не в то время. Надо было разговаривать отдельно. Сказал, чтобы я приходила раз в месяц исповедоваться. На днях я опять пришла. Батюшка другой был на Исповеди. Я подошла, кратко рассказала свою ситуацию. Только хотела начать каяться, батюшка спрашивает: „Ты в Бога веришь?“ Да, говорю, конечно. „Веришь, что он грехи прощает?“. Да. „А причащаться будешь?“ Я даже не знаю, что ответить. Он говорит: „Целуй Крест, Евангелие. Иди с Богом“. Я осталась в душевном смятении. Причащаться я не решилась. Я и так недостойна. Грехи на мне остались.

Владыка, подскажите, пожалуйста, в чем я неправа. Как у меня такая ситуация возникла? Как вообще мне найти духовника, чтобы исповедоваться?»

— Спасибо за вопрос. Найти духовника очень непросто. Порой это дело всей жизни. Нужно, чтобы ваше сердце лежало к тому или другому духовнику, доверило ему самое сокровенное. То, что вы такие первые имели опыты Покаяния и Исповеди, — уже неплохо. Потому что это ваш первый шаг навстречу к Богу, и даже пусть вы не смогли пока сказать все, что накипело у вас на душе, все, что там находится. Но вы этот шаг навстречу к Богу уже сделали. А покаяние — дело всей жизни. Если бы даже у вас было время со священником провести в Исповеди полчаса или час, вряд ли душа ваша смогла бы даже за это время раскрыться всецело перед Богом.

Мне вспоминается случай: я был еще молодым иеромонахом, служил в Троице-Сергиевой Лавре и по делам поехал в Москву. Ехал в электричке, и передо мной на лавочке сидели две женщины — возвращались с дачи; одна была дачница с опытом, около 20 лет она обрабатывала земельный участок, а другая дачница —начинающая. И начинающая жалуется, что вся ее дача заросла бурьяном, лопухами, травой. Говорит: «Приезжать могу только на выходные. Прополю все, на следующие выходные приезжаю — снова все заросло. Не знаю, что делать». Другая говорит: «А у меня на даче ни одной лишней травинки. Растет только то, что я сажаю». «В чем секрет?», — спрашивает начинающая. Та ей говорит: «Секрета никакого нет. Просто 20 лет у меня эта дача, и 20 лет каждое лето я практически не поднимаюсь с колен. Ползаю по грядкам, выбираю все травинки, все корешки». Мне тогда подумалось, что точно так же строится наша духовная жизнь: так же и мы покаянием всю нашу жизнь из души исторгаем — корешок за корешком — греховные навыки, плевелы, страсти, которые у нас есть.

Конечно, первая Исповедь — это очень важно и значимо. Поэтому, чтобы вам облегчить эту глубокую, полную Исповедь, чтобы ваш ум не рассеивался на второстепенные дела, может быть, стоит вам вооружиться ручкой, листом бумаги, компактно записать, сделать такую подсказочку, шпаргалочку, и с ней пойти на Исповедь. Тогда ваше покаяние можно будет построить более организованно, более глубоко. Что касается Причастия Святых Христовых Таин, то если вы воздохнули ко Господу, если вы искренне имеете раскаяние в грехах и немощах, которые есть, то, конечно же, такая даже вынужденная, не по вашей вине совершаемая поспешная Исповедь не должна быть препятствием. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Христианин, если бы Господь сподобил тебя прожить на земле тысячу лет, и все это тысячелетие ты бы провел в подготовке к Причащению Святых Христовых Таин, то все равно был бы недостоин». Поэтому мы приступаем к Чаше Жизни не по нашему достоинству, а только по милости Божией.

Что такое Покаяние? Это не только возможность рассказать о тех или других обстоятельствах нашей жизни, грехах наших или немощах. Слово «покаяние» (а греки упоминают здесь слово «метанойя») значит «изменение, перемена» — когда человек шел в одном направлении, и потом вдруг понял: «Конец этой дороги — пропасть ада»; он разворачивается и идет уже в другом направлении, все дальше и дальше от пропасти. Вот что значит «покаяние», «метанойя»: если вы осознали, что поступки, которые вы совершали раньше, греховные навыки, которые в вашем сердце появились, ведут вас к погибели, если вы возненавидели грех, возжелали идти другим путем, который ведет к Богу, — уже покаяние совершилось. Будут у вас и другие Исповеди. Главное не формально это выполнить, а чтобы действительно в нашем сердце было осознание греховности и раскаяние в грехах. Поэтому потихонечку беритесь за это дело и очищайте свое сердце.

— Владыка, время нашего эфира подходит к концу. Замечательны слова Михаила Ломоносова, что могущество России будет прирастать Сибирью. К сожалению, ситуация наша пока такова, что населенные пункты с лица Сибири исчезают, и не только в Сибири — население страны стремительно сокращается. Но путь возрождения духовной жизни — это путь решения и демографических проблем, о которых сегодня говорят, и могущества России, которая будет прирастать Сибирью и другими регионами...

— Если мы повернемся своим лицом к Богу, Господь повернется к нам. Будем мы тогда благословенны.

— Спаси Вас Господи, Владыка! Благословите наших телезрителей.

— Господь благословит.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Последние телепередачи

Вопросы и ответы