Читаем Апостол. 1 февраля. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование

1 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 11, ст. 17–23, 27–31.

 

17. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

18. о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

27. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29. Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули.

30. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

(Евр. 11, 17–23, 27–31)

 

Дорогие братья и сестры, напомню, что мы с вами некоторое время прочитываем те отрывки, которые около месяца назад уже были нами прочитаны и прокомментированы. Это связано с тем, что в этом году праздник Святой Пасхи поздний – 1 мая, поэтому время начала Великого поста тоже сдвигается, приходится на середину марта. Остается дополнительное время для того, чтобы читать отрывки, а дополнительных отрывков нет, поскольку мы уже прочитали все положенное. В связи с этим Святая Церковь повелевает читать некоторые отрывки еще раз. Напомню, что на языке устава, литургики это называется «крещенская отступка». Крещение – праздник неподвижный, а начало Великого поста всегда меняется.

Этот отрывок мы с вами уже прочитывали, но слово Божие неисчерпаемо в своих смыслах, идеях, и мы можем поговорить об одном и том же тексте, подойдя к его смыслам немного по-разному, подчеркнув разные аспекты.

В 11-й главе апостол Павел рассуждает о вере. Он вспоминает большое количество примеров веры ветхозаветных людей. Действительно, Ветхий Завет жил верой в пришествие Мессии. Мы с вами живем уже в эпоху новозаветную, и у нас в этом отношении есть преимущество. Апостол Павел об этом немало пишет как раз в Послании к Евреям. У ветхозаветных праведников, какими бы праведными они ни были, не было этого преимущества. Они могли видеть Спасителя только в предощущении, только верой познавать, что придет Мессия и спасение. Все то, что происходило в их жизни – поступки, подвиги, героизм веры – совершалось вследствие их веры, доверия и верности Богу.

В 11-й главе достаточно много текста посвящено Аврааму, начиная с 8-го стиха. А в 17-м стихе (начало сегодняшнего отрывка) апостол Павел сугубо отмечает подвиг веры Авраама, связанный с тем, как Господь повелел Аврааму принести в жертву сына своего Исаака. Те, кто читал Ветхий Завет, хорошо помнят эту историю. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Здесь сказано, что Исаак был единородным, но мы знаем, что у Авраама также был старший сын Измаил от Агари, а Исаак был рожден от Сарры. Как всегда, апостол Павел отмечает, и толкователи тоже об этом говорят, что Измаил был все-таки рожден по плоти, естественным образом, без какого-то предзнаменования, сугубого Божественного повеления. Конечно, любой человек рождается по воле Божией, но Исаак – ребенок, рожденный по обетованию, и с этой точки зрения он единородный, единственный в своем роде.

Исаак был рожден по обетованию, когда Авраам и Сарра были уже в преклонном возрасте и, казалось бы, рождение у них ребенка было невозможно. Сарра сначала даже посмеялась над этим предсказанием, что вообще может у таких пожилых людей родиться ребенок. В итоге это случилось: Исаак родился. И тут же Бог, Который послал Аврааму и Сарре ребенка по обетованию, велит Аврааму этого самого ребенка принести в жертву. Как бы мы сказали, здравой логике такая ситуация не поддается. Здесь должен был быть сугубый подвиг веры, и Авраам этот подвиг совершил.

Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Авраам действительно доверял Богу абсолютно, он понимал, что если Бог велит сейчас принести Исаака в жертву, то Он силен даже из мертвых Исаака воскресить. Поэтому Авраам, доверяя Богу, повел Исаака на жертвоприношение. Мы помним, что в конечном итоге доверие Авраама получило соответствующий Божественный ответ. Когда Авраам заносил над Исааком нож, ангел остановил Авраама и вместо Исаака в жертву был принесен ягненок, запутавшийся в кустах, то есть было традиционное жертвоприношение животного, а Исаак не был умерщвлен.

Этот пример, может быть, часто вызывает у нас непонимание, недоумение и еще больше критики со стороны внешних людей, оппонентов христианства и Библии в целом. Но мы с вами должны понимать, что логика духовная, логика Божественная не всегда совпадает с нашей формальной человеческой логикой. Иногда, вопреки этой логике, или, лучше сказать, над этой логикой есть подвиг человеческого доверия. Наверное, если бы все в мире было строго подчинено формальной логике, то не было бы несметного количество подвигов, геройства, которое свойственно человеку, когда он, возвышаясь над здравым смыслом, над чувством самосохранения, над собственной выгодой, совершает какой-то поступок. Он кажется противоречивым, неоднозначным, но часто спустя какое-то время мы понимаем, что человек руководствовался чем-то высшим, возможно, веянием Духа Святого, о котором мы говорим, что оно (веяние) есть признак христианина.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Последние телепередачи

Вопросы и ответы