Читаем Апостол. 30 января. Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное

30 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 5, ст. 1–8.

 

1. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,

2. и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

3. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.

4. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;

5. ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

6. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;

7. итак, не будьте сообщниками их.

8. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада свет.

(Еф. 5, 1 – 8)

 

Такой интересный отрывок из Послания к Ефесянам, дорогие братья и сестры, которое мы с вами уже некогда читали практически полностью, и даже этот отрывок уже был нами прочитан. Мы с вами читаем определенные отрывки по второму кругу. В будничные дни все отрывки были из Послания к Евреям, а сегодня, в субботу, повторяется чтение, положенное в одну из декабрьских суббот. Думаю, мы свободно и с удовольствием еще раз поговорим об этом отрывке из Послания к Ефесянам.

Весь отрывок – это наставление апостола Павла ефесским христианам. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. Первый же стих призывает нас подражать Богу. Иногда кажется, что это звучит дерзновенно, но мы помним, что и в Евангелии говорится об этом. В Евангелии от Матфея Господь Иисус Христос говорит такие слова: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», а в Евангелии от Луки они звучат немного иначе: «Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш Небесный». В Евангелии от Матфея это звучит всеобъемлюще, хотя напомню, что слово «совершенный» с точки зрения греческого языка означает не «идеальный», а «достигший своей цели».

Тем не менее Господь призывает нас к подражанию Отцу Небесному. В чем это подражание может состоять? Несколько раз в последних беседах мы говорили о том, что уподобиться Богу в сущностном смысле мы не можем. Глубина сущности Божией всегда останется недоступной для нас. Но поскольку, кроме сущности, согласно православному вероучению, есть еще и Божественные энергии, то благодаря причастности этим Божественным энергиям мы можем уподобляться Богу, быть «богами по благодати». На практике это может проявляться в любви, которую Бог имеет к нам. Сам Господь дал нам именно такую новую заповедь: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас», то есть как Сам Иисус возлюбил всех людей.

Иллюстрируя свою мысль, апостол Павел говорит во 2-м стихе: Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. Красивый образ. Апостол Павел использует образ благоприятной жертвы, которая имела приятное благоухание. Это было связано с определенными ароматическими веществами, и ныне используемыми в христианском богослужении, которое по форме не слишком изменилось. Если мы возьмем некоторые богослужебные атрибуты, церковную утварь, то увидим, что подобные вещи имели место и в иудейском храме. Мы можем посмотреть на некоторые изображения в «Законе Божьем» и каких-то других учительных книгах. Например, семисвечник – семь лампадок в одном подсвечнике – пришел в алтарь христианского храма из иудейской практики. Также кадило: благоухание идет благодаря тому, что ладан, благоухающая смола, растворяется, идет дым, и это символ того, что мы возносим благоприятные, благоуханные жертвы.

Апостол Павел говорит, что Христос явил собой такую жертву. Разбирая Послание к Евреям, мы много говорили о том, что Христос – это приношение и жертва Богу. Напомню, как в новозаветном свете понимать эти слова. Не нужно думать, что Бог Отец такой кровожадный, что Ему нужна была жертва, пролитие крови (в Ветхом Завете считалось, что без пролития крови Бог не может спасти и простить людей), тем более что страдал Невинный. Здесь речь о том, что Христос всей Своей жизнью, и даже фактом рождения в человеческом теле, Своими страданиями и смертью послужил людям. О н совершил κένωσις, опустошение. Это и было служением, жертвой Богу.

Христос показал всем нам, каким образом мы можем стать богоподобными, каким образом человек может реализовать себя как человек, как образ и подобие Божие. Это произошло, конечно, через опустошение, уничижение, κένωσις Сына Божия. Страдания и смерть Господа – это органичная часть Его служения в целом, Его жизни, Его самоуничижения. Не было самым главным то, что было главным в ветхозаветном понимании – пролитие крови. Ответом на Божественную любовь практически всегда является ненависть падшего человечества, которое привыкло к греху и не хочет из греха выходить. Конечно, оно отвечает ненавистью и распинает любовь Божественную. Христос проповедовал о любви, а получил в ответ распятие. Здесь страдания являются следствием и органичным продолжением, вытекающим из жизни и проповеди Иисуса Христа и вообще из всего Его опустошения (κένωσις).

А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение. Сквернословие и пустословие – однокоренные слова. Пустословие – это когда мы говорим впустую, сквернословие – когда произносим нехорошие слова. По большому счету, если мы задумаемся глобально, разница между этими понятиями не столь велика в том отношении, что за любое слово, произнесенное праздно, впустую, мы дадим ответ. Поэтому мы должны очень серьезно относиться к тому, что мы говорим. Тот, кто сквернословит, автоматически вызывает у нас ненависть, гнев, раздражение, так как сразу оказывается «вне закона», а если человек просто любит поговорить, вроде не так уж это и страшно. На самом деле, это еще неизвестно, братья и сестры. Если человек много попусту говорит, обсуждает, осуждает, то он, может быть, иногда в духовном смысле приносит себе и окружающим даже больше вреда, чем тот, кто нецензурно выражается. Того сразу прогоняют, он идет восвояси и остается один на один с самим собой. А другого слушают долго, обсуждают, собирают какие-то сплетни, подчас распространяют какую-то клевету, и вреда от этого гораздо больше. Здесь мы должны быть очень внимательными, не возводить себя на пьедестал за то, что мы не сквернословим, не произносим бранных слов. Надо внимательно присмотреться, увидеть, что скверных слов, может быть, мы и не произносим, а пустословия, празднословия у нас предостаточно. Нам стоит прислушаться к совету апостола Павла и, конечно, словам Господа о том, что за всякое праздное слово – скверное или не скверное – мы дадим ответ.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Последние телепередачи

Вопросы и ответы