Хранители памяти. О преподобном Сергии Радонежском

6 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
8 октября - день памяти святого преподобного Сергия Радонежского. О самом преподобном, его земной жизни, его иконописных изображениях и чудесах, с ним связанных, смотрите в нашем новом выпуске передачи «Хранители памяти».

– 8 октября – день памяти преподобного Сергия Радонежского. О самом преподобном, его земной жизни и чудесах, с ним связанных, – в нашем сегодняшнем выпуске передачи «Хранители памяти».

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский в 1892 году, размышляя о значении преподобного Сергия для русского народа и государства, говорил: «Еще при жизни преподобного, как рассказывает его жизнеописатель современник, многое множество приходило к нему из различных стран и городов. В числе приходивших были иноки, князья, вельможи и простые люди, на селе живущие. И в наши дни люди всех классов русского общества притекают ко гробу преподобного со своими думами, мольбами и упованиями. Государственные деятели приходят в трудные переломы народной жизни, простые люди в печальные или радостные минуты своего частного существования. Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда издалека: «Когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века? Чем он был для своего времени?» И редкий из них даст вам удовлетворительный ответ. Но на вопрос: «Что он есть для них – далеких потомков людей XIV века?» И зачем теперь они пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно».

Эти слова применимы и к нынешним паломникам, притекающим с молитвой к мощам преподобного Сергия в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

Паломник:

– Преподобный Сергий помогает в жизни, помогает детям. Надо не только просить, но и желательно приезжать благодарить.

Паломница:

– Я пришла, для того чтобы поклониться его честным мощам, помолиться за своих близких, родственников и, в первую очередь, за своего духовного отца.

Паломник:

– Мы веруем, что он помогает, помогал и будет помогать всем православным христианам. И Россию поддержит в эти сложные времена.

– Паломничество к мощам святого соседствует в Троице-Сергиевой лавре с трепетным отношением к памяти о его земной жизни, трудах. В Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии, находящейся на территории обители, хранятся предметы, связанные с земной жизнью преподобного Сергия.

Дмитрий Егорович Бочарников, экскурсовод Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии:

– У нас находится закладной камень, который был обретен вместе с мощами преподобного Сергия Радонежского и оставлен как реликвия. На нем мы можем увидеть изображение двух святых – преподобного Сергия Радонежского и священномученика Панкратия. Дело в том, что мощи преподобного Сергия были обретены в день его памяти. Рядом с закладным камнем мы можем видеть богослужебные сосуды периода земной жизни  преподобного, здесь же находится его нательный крестик, который был обретен вместе с его мощами.

Мы знаем по житию преподобного Сергия, что он, пришедший сюда из Радонежа, основал святую обитель, но он не искал славы, он искал только уединения, молитв и единения с Богом, поэтому, пришедший сюда, в густые леса, он начал строительство своей кельи и первых стен монастыря. Сам преподобный на протяжении всей своей жизни (о чем мы находим подтверждение в его житии) полностью обеспечивал обитель и себя своими трудами. Мы можем увидеть сандалии преподобного Сергия, которые были обретены на его теле, когда были обретены его мощи. Мы также сделали вывод, что сам преподобный своими руками их сшил из натуральной кожи.

– А неподалеку, в Сергиево-Посадском историко-художественном музее, можно увидеть иные реликвии, связанные с жизнью преподобного Сергия.

Ирина Феликсовна Жданова, заведующая Отделом изобразительного искусства Государственного Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника:

– Древнейшие иконы – «Явление Богородицы преподобному Сергию» и «Преподобный Сергий с житием» – были написаны келарем Троицкого монастыря Евстафи ем Головкиным. Они всегда были особо почитаемы в Троицком монастыре, потому что написаны на досках с деревянного гроба преподобного Сергия. Икона «Явление Богородицы преподобному Сергию» сопровождала русское воинство, русских государей почти во всех военных походах, начиная со времен царя Алексея Михайловича и до 1914 года.

– Вот что говорит житие преподобного о явлении ему Божией Матери: «Однажды глубокой ночью преподобный Сергий читал Акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею: “Бодрствуй, чадо! Мы будем иметь чудное посещение”. Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: “Пречистая грядет!” Преподобный Сергий поспешил из кельи в сени, и внезапно его осиял яркий свет сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Будучи не в силах вынести чудного сияния и неизреченной славы Матери Света, преподобный Сергий пал ниц, но благая Матерь прикоснулась к нему рукой и ободрила его словами благодати: “Не бойся, избранниче Мой, — изрекла Она. — Я пришла посетить тебя: услышана молитва твоя об учениках твоих, не скорби больше и об обители твоей, отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу. Я неотступно буду от места сего и всегда буду покрывать его”. Сказала так и стала невидима.

Преподобный Сергий Радонежский с юности стремился к уединенной монашеской жизни, однако Промыслом Божиим ему было уготовано особое общественное служение – служение делу консолидации русских земель, умиротворение и объединение враждующих между собой русских князей для свержения монголо-татарского ига.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

– Преподобный Сергий устроил Троицкий монастырь в тяжелейшее время, но ведь тогда не только он утраивал монастыри – много было монастырей на Руси. Но совсем недавно, читая какие-то исторические тексты, описывающие эту эпоху, я был поражен: в каком же кошмаре жили люди, в какой ненависти! XIII век, который, как мы знаем, был веком татаро-монгольского нашествия, был одновременно апогеем междоусобной борьбы, страшной, кровавой, жестокой, изуверской борьбы между братьями. Князья как с ума сошли, как с цепи сорвались. За клочок земли были готовы убивать своих родственников, своих православных братьев. Кровью покрылась русская земля, причем никто не мог понять, на какой же стороне нужно быть: справа, слева, с одним родственником или с другим родственником. И я задал себе такой вопрос: «XI, XII, XIII век – триста лет междоусобицы на православной Руси, а где была и что делала Церковь? Это же единый православный народ. А что делали наши монахи?» Все сидели по монастырям и молились. А что, для них было безразлично это огромное пролитие братской православной крови? Я думаю, каждый из них считал: «Я в монастыре спасаюсь, это мое главное дело, я молюсь» – и не предотвращали междоусобной брани.

В чем подлинно историческое значение преподобного Сергия? Он был первым, который от молитвенного опыта, а не от боярской мудрости проникся мыслью о необходимости преодолеть ненавистную рознь мира взиранием на Святую Троицу. В его опыте соединилось личное молитвенное измерение с необходимостью этот внутренний личный опыт перенести на всю эту страшную территорию междоусобицы. И он, выражаясь современным языком, вышел на общественное служение, и мы знаем, что этот огромный молитвенный, духовный потенциал преподобного Сергия привел к тому, что русские князья объединились и произошла великая победа на Куликовом поле. Когда Дмитрий Донской пришел в монастырь к преподобному Сергию и стал просить благословение, преподобный Сергий хорошо знал, какое было тогда войско Мамая – оно во много крат превосходило возможности русских. Это было современное, выражаясь нынешним языком, профессиональное войско, в том числе состоявшее их наемников: генуэзцы, черкесы, кого там только не было – армада профессиональных, хорошо вооруженных воинов! И приходит Дмитрий, и с человеческой точки зрения нужно было сказать: «Князь, куда же ты идешь? Ведь разгромят тебя, и союзников у тебя нет». А что делает преподобный? Он идет, собирает союзников, устрашает, объединяет. А почему князья объединяются? Потому что верят старцу: он от своего духовного опыта говорит, а не от политиканства; он не за какого-то из князей по политическим соображениям, а говорит опять-таки от своего духовного опыта, призывая объединиться. И ведь на Куликовом поле произошло чудо! Кто такой Пересвет? Некоторые считают, что он был боец, профессиональный воин, но, скорее всего, он был просто монах. А навстречу ему вышел страшный богатырь, профессиональный воин Челубей. Почему он смеялся? Потому что никто не мог выйти навстречу, а тут выходит Пересвет в схимнической одежде. С точки зрения здравого смысла вы представляете, что это такое, когда человек идет на смерть? Но смерти-то не получилось, а получился подвиг. Он убивает Челубея, хотя и сам погибает, но это была священная жертва, которая подвигла все войско на огромный мужественный подвиг.

Как мы выиграли на Куликовом поле? Силой Божией, силой молитвы и в результате огромного объединительного действия, совершенного преподобным Сергием. Как сила молитвы и сила духовного подвига способна преобразить внешнюю, даже мирскую жизнь, – вот главный урок, который нам дает преподобный Сергий.

 

Автор передачи и ведущая: Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Последние телепередачи

Вопросы и ответы