Содержание и форма Священного Писания

23 января 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Александр Асонов, заведующий канцелярией Гатчинской епархии, настоятель храма Всех святых в Гатчине. Передача из Санкт-Петербурга.

 

- Здравствуйте, в  эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии диакон Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях заведующий канцелярией Гатчинской епархии, настоятель храма Всех святых в Гатчине, иерей Александр Асонов. Здравствуйте, батюшка. Благословите, пожалуйста, наших телезрителей на начало.

- Да благословит нас Всемогущий Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

 

- Спаси Господи, батюшка. Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема: посвящена «Священное Писание: содержание и форма». В богослужебной жизни Священное Писание  играет большую роль.  Как Вы считаете, Священное Писание — это камень или это жизнь Духа, некий живой организм?

- Священное Писание — это  и  камень, который положен в основании, потому что «вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», но в то же самое время это и проявление силы Духа Святого  в жизни Церкви и  верующих людей. То есть в жизни каждого верующего человека Священное Писание имеет свою духовную силу. Это неизбежно. Это связано, прежде всего, с убеждениями человека, с его устремлениями, с его внутренним духовным поиском, не с душевным, а именно с духовным. 

Об этом много рассуждает святой апостол Павел. Он делит людей на две категории: духовные и душевные.  Я думаю, и нам в жизни надо разделять эти понятия: душевность и духовность. Человек, устремленный к поиску истинной, внутренней правды - это человек, ищущий духовного. А человек, переживающий слишком много чувственного, внешнего, не устремляющий свой взор к внутреннему поиску, относится к категории людей душевного, эмоционального склада. Это не значит, что плохо быть эмоциональным человеком. Но мы должны помнить, что первично, а что вторично. Эмоции нам чаще всего мешают в поисках истины и правды. 

Вот об этом и идет речь, когда мы рассуждаем в том числе и о Священном Писании. Священное Писание — это, образно выражаясь, камень, который положен в основание церковного здания, потому что, все-таки, Священное Писание формировалось под действием Святого Духа. Все-таки, канон был утвержден не одним отдельно взятым человеком. Мы хорошо знаем, что  канон формировался благодаря мнению всей Церкви о том, что именно книги Священного Писания, которые сейчас составляют Библию,  были выбраны и посчитались сочтены наиболее важными и достаточными для чтения христианами. И мы полагаем и полностью уверены, что все это было сделано под действием Святого Духа. И  В жизни каждого из нас Священное Писание постоянно открывается в новом свете, постоянно актуализируется силою Духа Святого, если мы обращаем внимание, прежде всего, не на внешнее, а на внутреннее. Об этом можно долго говорить и рассуждать, потому что тема животрепещущая. 

Ведь мы слышим чтение Священного Писания каждую Божественную литургию, в первую очередь, чтение Апостола и Евангелия. В некоторых приходах после чтения обязательно следует проповедь, как пояснение к Священному Писанию. Лично я убежден, что проповедь очень нужна. Опять же Важна не только форма, а важно но содержание. Форма может быть прекрасной, но если ты не видишь за этой формой более  ничего, ты видишь только или слышишь только внешнее, ты как бы проходишь мимо прекрасного. Ты слушаешь - и не слышишь, ты смотришь - и не видишь. Это интересный момент - два глагола: «слушать» и «слышать», они однокоренные, но они разные. У них семантика разная, смысловая нагрузка. Человек может действительно слушать, но не слышать. Вот для того, чтобы человек  реально услышал, важно, чтобы он еще знал и истолкование Писания знал, и применял его в своей жизни, чтобы слово Божие было для него актуальным. И здесь два фактора, по моему личному убеждению, являются важными: это внутреннее духовное устремление личности и церковная богослужебная практика. Я считаю, что нужно, чтобы после чтений, все-таки, звучала проповедь. Это происходит, к сожалению,  не везде у нас есть, но это очень важно. Это мое полное убеждение! Тем более, что в семинариях есть обязательная богословская дисциплина — гомилетика. То есть, что же получается? Гомилетика преподается впустую, раз проповеди нет? Конечно же, не впустую. Конечно же, мы к этому все стремимся. И важно, чтобы краткое пояснение было, чтобы не только форма, но и содержание прочитанного доносилось до прихожан.

 

- Батюшка, но Существует такое мнение, что с по прошествии веков, та форма Священного Писания, которая существует, устарела и мешает пониманию: нужно ее обновить.

- То есть вы говорите про церковно-славянский язык сейчас? 

 

- Нет, не обязательно. Либо это может быть новый перевод, либо совершенно иное истолкование, может быть, в других словах и символах.

- Можно согласиться, но можно и поспорить. Согласиться можно по причине того, что язык — это живой организм, который постоянно видоизменяется и по своей форме, и по своему содержанию. Есть термины, которые еще лет десять тому назад не имели той смысловой нагрузки, которую они  имеют сейчас. Я не буду их перечислять, но мы с этим сталкиваемся постоянно. Я бы даже сказал стал бы говорить о том, что филологи только констатируют факт изменений в языке, они их не вводят. Естественно, филологи, Иизучая язык, как живой организм, они через какой-то период времени говорят: «А вот теперь в этом языке, в этом историческом контексте принято говорить так».  Естественно, со временем определенная форма, которая сохранилась в письменности, требует новой интерпретации. Требуется некоторая актуализация текста, для того, чтобы читатель мог понимать, о чем идет речь. 
У нас есть прекрасный Синодальный перевод Священного Писания, но, тем не менее, даже он уже в некоторой степени устарел. Есть там глаголы,  существительные,  некоторые места, отдельные разделы,  где у современного читателя возникает много вопросов. Это связано и с проблематикой переводов, и с проблематикой терминологического характера. Я уже не говорю о церковно-славянском языке. Если человек достаточно образован, если он имеет хорошее гуманитарное образование, для него не составит труда понимать разные текстологические варианты. То есть,  он может хорошо понимать и церковно-славянский язык, и слышать что читается, и сопоставлять его с Синодальным переводом, и с некоторыми современными переводами Священного Писания на русском языке, которые были сделаны за последнее десятилетие. 

Но, тем не менее, вот почему я в самом начале я сказал, что с Вами можно и согласиться, и поспорить? Потому что, все-таки, перевод библейских текстов — это сверхсложная задача, которая требует очень внимательного, серьезного подхода со стороны историков и филологов.  Там есть множество тонких моментов, которые просто так взять и перевести нельзя. Поэтому, я бы не стал сейчас говорить о том, что срочно требуется  делать какой-то новый вариант перевода. Над этим надо работать, но это требует времени. Это сложная филологическая проблематика. Сейчас мы можем  использовать то, что у нас есть. Но, опять же, чтобы люди понимали: о чем говорится в Священном Писании? Как это можно правильно рассматривать в историческом контексте?

Очень важно, чтобы была проповедь, чтобы было истолкование, и не только  отдельно от Литургии. Вне Литургии могут быть какие-то определенные библейские занятия: библейские или евангельские чтения, которые имеют очень важный миссионерский характер, потому что на эти чтения могут приходить не только люди, постоянно присутствующие на Литургии в том или ином приходе, но и те люди, которые, может быть, только сейчас начали для себя заново открывать христианство, для себя свою веру. Но также Важно еще, конечно, чтобы, была и проповедь помимо этих библейских чтений, была проповедь, потому что проповедь — это важное истолкование тех текстов, которые звучат на Божественной литургии в соответствии с церковным календарем. Ведь, все эти чтения не повторяются из Литургии в Литургию. Мы с вами это хорошо знаем. А те, кто Присутствующие на службе должны понимать, что каждое чтение на Божественной литургии связано с определенным воспоминанием в нашей церковной жизни: воспоминанием евангельских или  ветхозаветных событий. И Должна происходить актуализация этих чтений, которая а вот актуализация , конечно же, очень тесно связана с истолкованием, с экзегетикой. 

 

- Батюшка, вы знаете, Существует такое представление в церковной, народной среде, что Священное Писание в домашних условиях читать, если  и можно, то нужно это делать с определенной подготовкой, предварительно помолившись, обязательно стоя перед иконами. Но в такой атмосфере, с таким подходом трудно заниматься какой-то  дополнительной исследовательской работой, то есть посмотреть параллельные места, справку. Как вы считаете, как это лучше делать для мирянам?

- Я скажу так: что человеку стоит читать Писание, прежде всего, с молитвой, потому что, как я уже заметил до этого, через Священное Писание действует Дух Святой. И надо призывать Его, чтобы Господь даровал мудрость и разумение правильно прочитывать и понимать, о чем говорится в Священном Писании. Но, помимо этого, надо обязательно использовать какие-то дополнительные источники, которые бы могли помочь вам понять Священное Писание. Есть определенные богословские труды, есть специальные статьи на тему, есть специальные текстуальные инструменты, которые помогают вам искать параллельные места. Во-первых, эти параллельные места большей частью указаны в каждой Библии: есть специальный раздел, где в столбцах указываются параллельные места, которые можно открыть и почитать. И есть еще очень хорошая книжка, называется «Симфония». По ней можно искать разные места в Священном Писании очень быстро. И опять, конечно же, надо молиться. 
Но мы должны понимать, что важно, прежде всего, актуализировать Писание в своей жизни, то есть понимать, что оно никогда не теряет своей силы, и сейчас Оно также важно для нас, как и тогда, в те времена. Я бы сказал так, что Священное Писание, а именно и особенно Евангелие — это те вечные книги, которые никогда не перестанут быть актуальными для нас, христиан. То есть, Они всегда звучат весьма и весьма актуализированоьно в для нашей жизни. Поэтому, да, Хорошо молиться перед чтением Священного Писания, но опять же, надо понимать, что первично, а что вторично.

 

- Батюшка, как вы считаете, Каким образом должна происходить актуализация? Ведь мы, по большому счету, не меняемся: Мы каждый раз слышим, каждый раз обличаемся, но жизнь наша в большинстве случаев не меняется.

- Дело в том, что в Священном Писании затрагиваются вечные вопросы, которые связаны с содержанием, а не с формой. Это вопросы совести. Я бы даже сказал, именно В Новозаветных Писаниях эти вопросы затрагиваются большеее всего. Господь постоянно указывает нам на то, что есть непреходящие ценности: верность, любовь, милосердие, сострадание. Может измениться форма человеческой жизни, атрибутика, могут измениться жизненные обстоятельства в силу научного и технического прогресса, но вопросы совести останутся одними и теми же. Поэтому мы должны обращать внимание на то, что является априорным в нашей жизни: взаимоотношения людей. И тогда Священное Писание будет открываться нам для нас еще больше. 

Вот, если мы почитаем Священное Писание, а именно Евангелие, то мы увидим беседу Господа нашего с фарисеями, с представителями определенного религиозного движения того времени в иудаизме. Люди, которые, в принципе, преследовали очень позитивные, добрые цели — сохранять хорошие религиозные традиции в народе. Но постепенно, они стали забывать о главном и концентрировать свое внимание на вторичном, на том, что не является самым важным в жизни человека. Они отошли от вопросов совести и перешли на вопросы формы, подменив понятия. Форма стала главной. Господь неоднократно им на это указывает, и сквозь века указывает на это и нам. 

Что важно в нашей христианской жизни: форма молитвы или внутреннее устремление сердца? Форма молитвы, несомненно, хороша, в этом нет ничего плохого. Но если нет внутреннего устремления, жизненной позиции, то тогда мы рискуем потерпеть духовный крах, потому что звук без содержания -  ничто. Очень важно, какой смысл мы вкладываем в молитву, с каким сердцем мы ее говорим. Интересная тематика и очень глубокая. Ведь мы можем сказать молитву «Отче наш» всуе, скороговоркой, не задумываясь о том, какую силу она для нас имеет. А молитва-то очень простая. А я Думаю, нам надо задумываться каждый раз, и тогда мы сможем быть на правильном пути. Этот вопрос важен для каждого из нас. И тут не важно не имеет значения, какое служение имеет человек в церкви: или он священнослужитель, или он чтец, или он иподиакон при архиерее, или он приходит в храм и вносит небольшую материальную лепту. Главное, к чему он стремится. 

Я слышал как-то раз очень хорошее высказывание. Не помню, кто именно его сказал эти слова, но точно помню, что человек этот стал потом  мучеником христианским. И он сказал: «Всякий ищущий истину, ищет Бога». Это именно  о том, какое устремление в нашем сердце. Если мы ищем правду, ищем истину, мы то уже на правильном пути.  Если только лишь произносим слова, но ничего не делаем, тогда «вера без дел мертва». Апостол Иаков здесь был совершенно прав. Несомненно, что дела проистекают из веры. Но если нет этой веры, то и дела будут некой атрибутикой, когда в какой-то момент, когда нам кажется, что нам полезно сделать это дело для своего имиджа: чтобы о нас плохо не подумали, а наоборот позитивно о нас говорили. Недаром Христос говорит: ”У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая”. Когда  ты делаешь доброе, это должно происходить естественным образом, по твоему сердечному устремлению, на основании твоих жизненных позиций, твоего жизненного поиска истины и добра. Ты даже не замечаешь, что ты делаешь доброе: твоя правая рука не замечает, что делает левая. Ты не следишь за собой.  А если ты следишь, и делаешь доброе тогда, когда тебе это нужно сделать, чтобы о тебе плохо не подумали - вот это вопрос. Это, наверно, больше форма. Внутри ты не ищешь истину, ты ищешь выгоду в обществе. Об этом и говорит Священное Писание.

Я всегда вспоминаю очень хороший пример из общехристианской истории, касающийся заповедей закона. Нам известны десять заповедей:  «Чти отца и матерь твою», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и другие. е буду их перечислять по порядку, я просто выскажусь в общем и целом. Одна из них заповедей гласит: «Не лжесвидетельствуй на ближнего своего». И Очень часто ее интерпретируют как: «не лги». Хотя, это разные вещи: лжесвидетельствовать, то есть наговаривать, и лгать, то есть говорить неправду.  Заметьте, у термина «лжесвидетельство» есть тонкий момент: Вы можете упомянуть что-то, что является правдой о другом человеке, но немножко исказить смысл. Вот это и есть лжесвидетельство. Легкий Небольшой пример: Вы пошли с друзьями праздновать день рождения в ресторане. Я встречаю кого-то на улице и говорю: «Видел я отца Михаила в ресторане с друзьями, он там напивался». В ресторане Вы были, это факт. Но как я это преподнес. Я извратил правду о Вас: я сказал о том, что Вы там были, но в каких словах я это сказал и какой смысл в это вложил. Это реальное лжесвидетельство с попыткой очернить вас как человека. Вот в чем вся проблематика.

Есть еще понятие - удерживать правду, в том смысле, что удерживать правду в себе. И это тоже сложный вопрос. Почемуон сложный? Представьте: Польша времен Второй мировой войны, оккупированная немецкими войсками. Очень много еврейских семей прячется. Их прячут зачастую граждане Польши, то есть поляки, часто  христиане. Приходят немецкие солдаты с вопросом: «Есть ли у вас в доме евреи?» И, По сути, надо сказать правду, но сказать правду, ее в данном случае — это отдать этих людей в руки палачей и нарушить другую заповедь: «Не убий». И как поступить по совести?  Давайте задумаемся, что бы сделал каждый из нас?  Я скажу только о себе:  я бы солгал, Я бы взял на себя этот грех лжи ради спасения этих людей. Конечно, я бы потом каялся.  Фарисей же мог  «с чистой совестью» даже не пустить этих евреев к себе домой. Он бы позвонил полицаям и доложил, где находятся евреи. И по закону был бы прав, потому что он исполнил заповедь закона. Но это внешняя форма. Господь говорит: «Нельзя оставлять милости, сострадания, любви». Обращаясь к фарисеям, Он говорит: «Вот вы оставили самое главное. Вы поддерживаете все формы закона, все ритуалы, но вы забываете о главном. И поэтому  -  горе вам, книжники и фарисеи». 

Фарисейство - это составляющая, которая очень часто сопровождет религиозную жизнь составляющая. Неважно, какая религия — христианство, ислам, иудаизм: фарисейство присуще всем формам религии. И это то испытание, искушение, которое в своей жизни периодически проходит каждый из нас: выбор между содержанием и формой.  Вы Простите за такие примеры, но,  я думаю, они могли бы актуализировать Священное Писание для нас в современности.

 

- Батюшка, возникает масса вопросов, и один из них: - как же нам все-таки воспринимать Писание? Дословно, Буквально, или же всегда искать какой-то второй смысл? Ну вот, Например, Господь говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер... тот не может быть Моим учеником»?

- Об этом отрывке очень много написано за последнее время, да и до нас, в веках дано очень много пояснений дано. Я Думаю, что каждый верующий человек очень хорошо знает истолкование Писания данных стихов, не буду повторяться. Там Понятно, о чем идет речь: о том, что первично, и что вторично, то есть является содержанием, а не формой. Я просто поговорю Схематически скажу о тех существующих вариантах толкования Писания, которые существуют. 

Если нам сложно что-то понять, надо обращаться к трудам отцов. Недаром говорят, что важно не только Священное Писание как канон, но и Священное Предание:, документальное и устное. Под устным я имею ввиду в виду то, что сохраняется в нашей литургической традиции. Литургические формы позволяют православным христианам понять очень многое из жизни Церкви, которая развивалась под действием Святого Духа. Ведь та Литургия, которую мы знаем, возникла не сразу, но Она передавалась нам как доброе наследие на протяжении всех столетий, всеми поколениями христианскими. 

Если что-то не понятно, важно использовать труды отцов церкви, православных богословов. Важно Надо использовать труды общепринятых христианских богословов, потому что есть не только хорошие православные, но прекрасные католические богословы. Есть Существуют хорошие богословы 16, 17, 18 XVI-XVIII столетий  протестантского, англиканского и лютеранского мира. Многие их труды этих богословов оказали влияние на труды православных ученых богословов. Примеров много, потому что «Дух дышит, где хочет». Нельзя ограничить действия Святого Духа только нашей церковной территорией. Несомненно,  мы имеем великое, истинное, православное наследие в нашей жизни, и должны его беречь. Но мы и должны помнить, что, если мы что-то не понимаем, это не означает, что это не истинанно. Господь имеет владычество везде, и Он силой Духа Своего Святого открывает людям истину в разных обстоятельствах. Если что-то непонятно, всегда приступаем с молитвой к чтению Священного Писания. Причем, эта молитва может быть краткой и простой: «Благослови  меня,  Господи, на разумение Твоего Священного Слова, и дай мне силы Духа Твоего Святого к просвещению». Простая молитва своими словами тоже достаточна. 

И важно использовать великое богословское наследие, которое мы имеем. Это Оно поможет заново многое для себя открыть, осознать и увидеть. Это самая лучшая формула изучения Священного Писания. Сейчас такой широкий спектр богословских трудов, настолько легко его найти через Интернет. Это Раньше надо было идти в специализированную библиотеку, а сейчас очень много электронных библиотек. Поэтому, я уверен, что любой человек сможет сделать компаративный анализ Священного Писания для себя и многое увидеть. Это касается не только прихожан, это касается но и любого священнослужителя нашей Церкви. Если что-то непонятно, лучше не «придумывать велосипед», а заранее прочитать какие-то богословские труды, источники, поставить все точки над «и». Нельзя никогда огульно сразу пытаться огульно истолковывать Священное Писание, ведь неслучайно недаром, как я уже говорил, преподается гомилетика.  Это же очень важная богословская дисциплина, в нашей семинарии и академии обязательно практикуется гомилетическая практика для всех семинаристов. То есть, все должны обязательно говорить проповедь по специально составленному расписанию. 

 

- Батюшка , Как Вы считаете, какова дистанция, на которую, христианин может отходить от буквального толкования Священного Писания? Все равно, в При толковании мы вынуждены углубляться, и те выводы, которые мы делаем, не совсем очевидны из буквального текста. Западный мир очень хорошо знает Священное Писание, но очень далек от его духа.

- Несомненно, Очень важно помнить, что нужно сохранять основополагающие истины. Есть десять заповедей Ветхого Завета, которые исполняются в Господе нашем Иисусе Христе в полноте. Почему исполняются? Мы их исполнить не можем, но в Господе нашем они исполняются. Он пришел не нарушить, не уничтожить, а  исполнить закон. Мы его исполнить не можем. Но силою Божией, силою Духа Святого, благодаря крестной смерти нашего Спасителя мы можем иметь дерзновение называться чадами Божиими. Господь говорит: «Невозможное человекам возможно Богу». И вот Господь Он оставляет дает нам новое понимание, новое истолкование этих древних истин человеческой совести: что надо следить за своими внутренними устремлениями своего сердца., к чему сердце наше лежит. Несомненно,  плохо убивать, но, главное - не развивать ненависть в своем сердце. Помните, Господь в Нагорной проповеди неоднократно это отмечает: «Ты слышал, что написано древними: Не убий!» И далее: «кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной».  Смысл в том, с каким сердцем мы живем: замышляем ли мы против ближнего злое, считаем ли мы его  личностью негодной, или, все-таки, мы стремимся видеть только лучшее в человеке, стремимся как-то найти позитивные моменты в его характере, в его жизни. Потому что мы также недостойны. Понимаем мы это или нет? Вот об этом и говорит Господь.  

Вот, мы упомянули слова Спасителя «Кто не возненавидит отца, матерь, жену,  детей и жизнь свою, не может быть моим учеником», а вспомним и слова апостола Павла: «Нет уже ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского во Христе Иисусе Господе нашем», то есть никакой национальности, никакой разновидности полов.  И как это понять? Если буквально понять, отложив в сторону мнение отцов церкви, историческое церковное мнение, связь христианских поколений, то тогда мы можем очень далеко зайти. Например, предположить унификацию полов: в христианской церкви различия между мужчиной и женщиной не важны. Но ведь, очевидно, что это не так. Все равно, и женское начало остается, и мужское, есть семьи. О чем же говорит апостол? Апостол говорит, Если истолковать это его слова на основании мнения отцов церкви, о пакибытии, о Царствии Небесном.: там во Христе уже нет ни мужчины, ни женщины. Здесь, пока мы живем на земле, сохраняются все понятия того мира, который был созданного Богом: и женское начало, и мужское, здесь сохраняется естественная семья, то есть папа, мама, ребенок. Эти вопросы очень актуальные. И эту идею полностью поддерживают наши христианские богословы, они это отстаивают сквозь столетия. Это передано нам как опыт Церкви и это содержится не только в каноне. Это содержится но в том письменном Предании и устном Предании, которое дошло до нас.

И Поэтому для нас, православных христиан, это неотъемлемая часть нашей церковной традиции. Вообще, слово традиция — и есть означает Предание, и она есть документальная, и есть устная. Надо это отстаивать: без этой канвы, без этой атрибутики мы рискуем потерять содержание.

Я очень сильно хорошо запомнил слова, которые когда-то сказал нашего митрополита Никодима, некогда главы Отдела Внешнецерковных связей нашей Церкви, которые прочитал в посвященной ему книге. Он присутствовал на хиротонии во священника в Аргентине, и этому новорукоположенному священнослужителю сказал: «Опасайся нововведений, которые могут нарушить связь христианских поколений. Никогда не уходи в сторону от этих связей. Это очень важно, потому что, однажды потеряв связь христианских поколений, Предания письменные и мнения Церкви, сквозь столетия, дошедшие до нас, мы рискуем потерять самое главное. Нам нечего будет передать грядущим поколениям, а даже если и будет что передать, это новое поколение откажется от них». То есть, нарушая связь древних традиций по разным причинам, мы можем подумать, что сейчас многие традиции не актуальны. К примеру - кадило. С точки зрения банальной эрудиции это не нужно, а с точки зрения формы Божественной литургии, которая дошла до нас сквозь столетия, — это очень серьезная вещь, которая связана со многими другими историческими аспектами в нашей церковной практики.  И мы должны понимать, что, если Господь позволил нам иметь такое наследие здесь и сейчас, то мы должны этим дорожить, не нарушать эти правила. Они помогают нам возрастать в Церкви духовно, но они не являются априорными. Понятно, что запах фимиама — это не самое главное в Церкви. Самое главное — это Слово Божие, это Евхаристия и все остальные Таинства, но и каждение - это неотъемлемая часть. Это вспомогательные составляющие, которые нам дают возможность услышать веру наших братьев и сестер из истории, сохранить с ними единство.  Также нельзя использовать мнения отцов церкви частично: «Вот здесь мы согласны, а вот здесь они ошибались». Как итог: надо сохранять связь христианских поколений для того, чтобы лучше понимать Священное Писание. 

Вот в чем проблематика протестантского мира? Была попытка Русской Православной церкви подписать соглашение об общении Таинств с Церковью Королевства Англии. Была подготовлена определенная документация, и где Русская Православная Церковь в своих документах отмечает, что общение с Англиканской церковью для нас имеет длительный исторический характер, и были предприняты попытки к сближению. На данный исторический момент это сближение, к сожалению, отягощено многими изменениями. Для нас это серьезное, негативное переживание, что сейчас мы не можем иметь того доброго общения, которое было прежде.  То же самое, касается лютеранского мира. Англикане  и лютеране  имеют очень серьезную историческую базу. И у тех, и у других есть документальное подтверждение их апостольского преемства, то есть цепь епископских хиротоний не прерывалась. Если идти по форме, то они имеют полноту апостольской преемственности. А вот по содержанию? Сохранилась ли там истинная связь христианских поколений, приверженность заповедям Христа в контексте мнения отцов Церкви? Богословие на академическом уровне прекрасно развито у англикан и лютеран, мы об этом уже сегодня говорили. Но позволяет ли этот прогресс сохранять истину веры? Мы видим и для нас очень много вызовов времени, в том числе, и убеждения наших братьев и сестер в этих церковных общинах. Много у нас возникает вопросов. Многое вызывает смущение духовное. Знаете, вспоминаются слова персонажа шекспировского Гамлета: «С таких небес пойти в таком болоте искать свой корм? Есть у вас глаза?». Это мне сейчас вспомнилось. Очень обидно. Опять же, это вопрос формы и содержания. Форма хороша, но без содержания она теряет свою духовную актуальность. Примеров много, особенно сейчас.  У них сохранилась и богослужебная практика; у них есть  кадила, иконы,  престол, облачения, сутаны, митры, береты, готические, римские - все есть. Я могу до бесконечности перечислять, потому что сам имел к этому прямое отношение и хорошо знаю литургические традиции этих церковных общин. У них есть и высокая церковь, и средняя, и низкая. Пожалуйста: не нравится вам высокое богослужение — есть упрощенный, народный вариант. Но это не позволяет сохранить истинность церковную, не позволяет сохранить приверженность отеческим трудам, отеческим убеждениям и отеческому подвигу.

 

- Батюшка, вы знаете, с их стороны можно услышать упреки в нашу сторону, согласные со строками Священного Писания: «Горе вам, книжники и фарисеи». Ведь они нас, православных, считают теми фарисеями, зациклившимися на преданиях.

- Они нас обвиняют, что мы зациклились на преданиях, на внешней форме, забыли о внутренней, но по факту, посмотрите, что происходит в их сообществах. Есть ли действительно милосердие? Или оно какое-то выборочное? Это вопросы совести. Не хотелось бы сейчас заниматься обсуждением современного религиозного мира в Европе. Ну, я думаю, многим достаточно провести поиск в интернете, чтобы понять, что происходит, и сделать для себя выбор. Но, только выбор надо делать по христианской совести, не вдаваясь в какие-то философствования социального характера. Надо рассуждать о себе: а вот ты хочешь, чтобы твои дети были в этом религиозном сообществе по твоим убеждениям, совести, или нет? Если хочешь, значит, иди туда. Ты сделал для себя свой выбор. Зачем ты вообще находишься на этой земле? Для чего ты живешь? Мы, конечно, же придерживаемся традиций, о которых я сейчас говорил. Но и у них это тоже все есть. Но опять же вопрос не о форме, вопрос о содержании, о совести, о том, как мы понимаем мораль во взаимоотношениях с ближними, как мы видим моральные ценности, как мы их рассматриваем. Это сейчас очень актуальный вопрос для общества. Тем более, мы живем в России, у нас очень многие вопросы поднимаются крайне редко, потому, что у нас столько своих жизненных проблем. Нам не до этого. Но достаточно пересечь границу Европы и посмотреть, что там происходит сейчас, и, может быть, иногда даже удивиться, а иногда ужаснуться: как такое может быть? 

Христианская церковь имеет очень много вызовов современного времени. Нам надо молиться сейчас друг о друге как никогда, потому что ситуация очень серьезная. Опять же, это отдельная тема. Она не очень связана с темой Священного Писания и экзегезой, но, так или иначе, неотъемлемая часть нашей христианской жизни, в которой Священное Писание постоянно заново открывается. Надо понять, что такое фарисейство, а  что такое истинная вера. 

 

- Батюшка,  и несколько слов хотелось бы услышать об исторических трудностях, потому что, все-таки, евангельские события происходили в том мире, от которого практически ничего не осталось: ни тех одежд, ни того языка, даже пищи той не осталось, о которой мы слышим, если уходить к истокам. Есть сторонники, чтобы переложения Евангелие в современную бытовую атрибутику.

- Я не согласен с этим. Я считаю это неправильным, это моя точка зрения.  Лучше оставить историческое документальное свидетельство в той форме, в которой оно есть, но дополнительно использовать специальные исторические документальные изыскания, богословские труды, для того, чтобы открыть для себя Священное Писание в контексте историческом.  Это прекрасно, это и удивительно, что такая история дошла до наших времен. Надо просто заниматься собственным просвещением. 

В конце концов, канон, сама Библия неотъемлемо связаны с историей всего человечества на протяжении последних 2000 лет. Ведь мы живем от Рождества Христова в XXI веке. Летоисчисление идет теперь-то уж, не от основания Рима, не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Весь мир живет по этому календарю. Каждое новолетие, новый год по сути своей от Рождества Христова. И получается так, что евангельские истории и  сюжеты постоянно связаны с нашей жизнью, с нашей культурой. Посмотрите, сколько произведений искусств на эту тему. И не только живопись и  скульптурные произведения, но также  книги написаны: романы, новеллы. Большая часть произведений трудов великих творцов российского искусства литературного посвящены именно евангельским темам произведениям. Я уже не говорю о Достоевском, о Толстом — такие столпы русской литературы. Но и много других. Ведь, все эти люди, так или иначе, в своем искусстве затрагивали евангельские сюжеты, потому что они актуальны. Я не помню, как точно сказал Лев Николаевич Толстой эту фразу, но он сказал примерно так: «Я не знаю, что происходило 2000 лет назад в деталях. Был человек, который пришел и сказал, что он Бог, Сын Бога, Спаситель. Его схватили, избили и убили. И вот 2000 лет человечество не может отделаться от мысли, что убило Бога». Красиво сказано, да? По сути-то своей что произошло? Мало было тех, кто приходил до и после, и называли себя спасителями мира? Пророков этих тьма, люди идут за ними. Есть даже исторические свидетельства, что во времена Христа много было таких, кто называл себя пророком и спасителем. Именно поэтому  римская власть так относилась к этому предвзято, именно поэтому Пилат не хотел долго рассматривать вопрос какого-то человека, который назвал себя пророком, потому что совсем недавно были похожие ситуации. Но, несмотря на все это, 2000 лет прошло, а все человечество: и атеисты, и верующие: христиане, мусульмане, иудеи, - не могут забыть об этой личности. Ну уж, сколько лет прошло, все должно было кануть в лету: ну был обычный преступник. Но это всему миру вызов и постоянный вопрос! Евангельские сюжеты,  то, что говорит Спаситель -  актуально всегда, потому что это касается вечных истин, непреходящих. «Мир изменится, языки умолкнут, но любовь пребывает во век», - слова святого апостола Павла «О вере, надежде, любви».  Но любовь не слепая, а любовь высокоморальная, когда ради добра, истинных человеческих ценностей человек готов пойти на смерть. 

Я, знаете, что вспоминаю? Помните произведение  Э. Радзинского «Эзоп».  Эзоп выходит и говорит: «Где здесь пропасть для свободных людей?» Христиане — это люди, которые однажды поняв, что такое духовная свобода, связанная неизбежно с сохранением внутренних моральных ценностей и убеждений, поиска истины, готовы выйти и сказать: «Где здесь пропасть для свободных людей?» Я вот так  смотрю на вещи.

 

- Спаси Господи, Батюшка, очень интересно с вами общаться, но время нашего эфира заканчивается. Благословите нас пожалуйста на прощание.

- Да сохранит нас Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой и сохранит в истинной вере к жизни вечной во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Последние телепередачи

Вопросы и ответы