21 января. Мученик Або Тбилисский

21 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 21 января (8 января ст. стиль).

 

Поста нет.

Сегодня совершается память святых IV века: сщмч. Карте́рия пресвитера Кесарии Каппадокийской; сщмч. Фео́фила, диакона и мч. Елла́дия; мчч. Иулиана, игумена, Келси́я, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы, игумении, и Мариони́ллы, семи отроков и 20-ти воинов; прп. Илии Египетского. Прп. Домни́ки Константинопольской, игумении V века; прп. Георгия Хозеви́та, подвижника VII века; мч. Або́ Тбилисского, грузинского святого VIII века; сщисп. Емилиа́на, епископа Кизического, IX столетия; прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах подвизавшегося в XI веке; прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего XIII–XIV века; сщмч. Иси́дора Юрьевского (Дерптского), пресвитера, и с ним 72-х, в Юрьеве Лифля́ндском пострадавших в XV столетии; прп. Паисия Угличского, игумена преставившегося в самом начале XVI века.

Сщмчч. XX века: Виктора Усова, Димитрия Плышевского, Владимира Пастернацкого, Василия Архангельского, пресвитеров; прмч. Пафнутия (Костина), иеромонаха, мч. Михаила Новоселова, мч. Иоанна Малышева; сщисп. Михаила Розова, пресвитера.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы обратимся к памяти святого мученика нашего братского православного грузинского народа. Заранее прошу прощения у наших братьев по вере за возможные ошибки в произношении грузинских названий и имен, но не поделиться таким древним и характерным житием с телезрителями было бы большой ошибкой.

Мученик Або́ Тбилисский, араб по происхождению, жил в VIII веке в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. В возрасте 17–18 лет он оказался в Тбилиси, последовав за правителем Картли, что в Восточной Грузии, – Нерсесом. Нерсес, будучи оговорен перед халифом, провел в Багдаде три года в заключении; освобожденный новым халифом, он взял с собой Або. В Тбилиси Або изучил грузинский язык. Своими добродетелями он заслужил общую любовь и уважение народа. Або стал изучать Священное Писание и все чаще посещать храмы Божии. Пребывая в посте и молитве, он искал удобного случая, чтобы принять святое Крещение. В то время правитель Картли Нерсес вновь был оклеветан перед халифом и вызван в Багдад. Нерсес, желая избегнуть расправы, поехал на север, в Хазарию. В его свите из 300 человек оказался также Або. В Хазарии он и принял святое Крещение.

Через несколько месяцев, следуя за Нерсесом, Або оказался в Абхазии. Там он вел строгую подвижническую жизнь, постоянно размышлял над Священным Писанием, подолгу молился на церковных службах. О благочестивой жизни святого Або стало известно владетелю и епископу Абхазии. Они часто призывали святого Або для духовной беседы, удивляясь его глубокой вере и знаниям. Но, желая избежать мирской славы и подражая подвигу преподобного Антония Великого, святой Або предался безмолвию и лишь через три месяца, в день Светлого Воскресения Христова прервал свое молчание, славя и проповедуя Воскресшего Спасителя.

Вскоре Нерсес решил вернуться в Тбилиси, и Або безбоязненно последовал за ним, хотя правитель Абхазии просил его остаться, опасаясь за его судьбу. В Тбилиси, находившемся тогда под властью мусульман, святой Або открыто исповедовал Христа Спасителя и тем навлек на себя мстительный гнев персов. Святой Або был заключен в темницу, а затем приведен на суд. Уговорами и обещаниями всяческих богатств и почестей его пытались вернуть к магометанству. И когда увидели, что Або остается непреклонным, вновь бросили в темницу. На 9-й день заточения Ангел Господень открыл святому Або о близком дне его мученической смерти.

В третий час праздника Богоявления святой Або приобщился Святых Тайн и вскоре был уведен стражниками на казнь. Надеясь страхом вынудить отречение от Христа, святому Або трижды нанесли удар тупой стороной меча. Мученик остался непоколебим. Скончался он через усекновение честной главы в тот же день, пятницу, 6 января 786 года.

Тело святого Або было облито нефтью и сожжено на краю скалы на том месте, где позже была построена тбилисская Мете́хская церковь. В древнем житии сказано, что «Господь послал на то место звезду, светящуюся, как лампада, которая стояла в воздухе до трех часов ночи и более... и освещала собой весь Тифлис». Кости и пепел были зашиты в шкуру овцы и брошены в реку Куру под мост. На другой день, 7 января, они были прославлены удивительным столпом света, исходящим из воды, о чем свидетельствовал современник святого Або Иоанн Сабанисдзе, составивший его житие. Иоанн Сабанисдзе составил свой труд по благословению Католикоса Ка́ртли Самуила VII в конце VIII века. Труд этот признан одним из основных источников изучения истории Грузии второй половины VIII века по Рождестве Христове.

Братья и сестры, мы никогда не должны забывать, что во Христе, как писал апостол Павел, нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, ни варвара, ни Скифа, ни раба, ни свободного, но все и во всем Христос. Нас непрестанно окружают люди, отличные от нас по цвету кожи, языку, темпераменту и другим внешним и внутренним признакам, и очень часто мы забываем что за незнакомой нам внешностью или непривычными для нас манерами может скрываться добрая христианская, православная душа. Дух злобы, которого навязывает нам враг рода человеческого, старается разделить нас по каким-либо отличительным чертам, но Господь наш Иисус Христос призвал нас к любви и единству. И святой Або – один из ярких светильников Кавказа – напоминает нам о единстве всех православных народов.

Святый мучениче Або, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Последние телепередачи

Вопросы и ответы