Как неверующему человеку рассказать о Православии? С чего начать?

Аудио
Скачать .mp3

Знаете, если с неверующим человеком, то вам наверно придется начать не с Православия, а немножко чуть-чуть пораньше. И если он действительно очень такой неверующий человек, вы ему скажите: а почему вы очень верите в это – что нет Бога? Почему это вы такой верующий-то?

Это может быть первый вопрос, который стоит задать.  Если он здесь не знаю - что он вам ответит – варианты разные. Но есть еще один вопрос, который тоже стоит запомнить. Но чтобы его вам предложить,  я  расскажу. Однажды, еще в советское время, сюда приехал один доктор философских наук, если не ошибаюсь - он был директором института научного атеизма. Меня попросили с ним встретиться. Мы с ним разговариваем, и       потом я говорю: «Слушайте, помогите мне».

Он говорит: «Чем?»

Я говорю: «Студенты – это несносный народ, просто несносный. Они мне задали вопрос, на который я не могу ответить. Они меня измучили. А вопрос, по-моему, как раз по вашей кафедре».

Он говорит: «Какой?»

Они говорят: «Вы, Алексей Ильич, все время нам рассказываете о том, что нужно сделать, чтобы убедиться, что есть Бог. Чтобы сам человек пережил, познал, увидел. Вы всё нам говорите. А вы ответьте, пожалуйста, на вопрос – а что нужно сделать, чтобы убедиться, что нет Бога?»

Я говорю: «Может, поможете мне ответить? Что нужно сделать человеку, чтобы убедиться, что Бога нет?»

Он посмотрел на меня, помолчал.… И перешли к другому вопросу.

Так что первое, мне кажется, если вы с неверующим человеком будете разговаривать,  то вот эти две вещи с тем, чтобы поставить человека перед реальностью того, во что он  верит, и понял, что атеизм как мировоззрение, беспочвенно.        Я бы даже сказал, с точки зрения даже научной - та теория, которая не дает возможности проверки, то есть не даёт средств проверки своих утверждений, – она ненаучна. Например, студентам я все время твержу, что в созвездии Рака водятся раки.  А они почему-то мне не верят. Никак не могу понять -  вот же, и названо поэтому, что там  раки водятся.  А если не верите – проверьте. Они говорят: «А вы скажите – как, вы докажите!»

Так вот, атеизм не может ответить на этот важнейший вопрос - самый центральный для него: что должен сделать человек, чтобы убедиться, что Бога нет.

Кстати, для отрицания всегда требуется гораздо больше знаний, чем для утверждения. Я утверждаю: был в лесу и видел волка. Чтобы отрицать, что вы должны сделать? Весь лес этот обойти, а он паршивец, под каким-нибудь кустом и спрятался в это время! Он все-таки есть.       

Чтобы отрицать – насколько больше надо знать.… Это первое, что необходимо. Если  здесь вы могли с ним договориться, тогда уже можно было перейти к другому вопросу.

Схема какая. Первое: есть Бог или нет - первый вопрос. Если вы убедили, что есть неизмеримо больше оснований для признания того, что действительно Бог есть, тогда следующий вопрос возникает. Бог есть, хорошо. А какая религия верная из тех, которые говорят о Боге? Вот оказывается, что еще надо пройти. Если вы даже здесь сумели показать, что христианство это действительно религия уникальная, то и здесь вас поджидает еще одно. Ну, хорошо, христианство истинное, а какое христианство? Католическое? – там же миллиард  с лишним верующих. Протестантское? -  там же триста с лишним миллионов. Или Православие, в котором если миллионов двести всего  наберется?  «Vox populi vox Dei» – помните языческий тезис  «глас народа – глас Божий». Глас народа – миллиард – всё, да здравствует Папа Римский, да?

Какое же христианство: вот только тогда вы сможете уже говорить о Православии. Почему Православие, и что оно есть. Вот такая схема. Но каждый из этих вопросов требует, соответственно, ответа.                   

Алексей Ильич Осипов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Последние телепередачи

Вопросы и ответы