Как правильно подготовиться к Таинству Причастия?

Аудио
Скачать .mp3

- Как правильно подготовиться к Таинству Причастия?

- На этот вопрос есть много конкретных ответов, но на самом деле схема очень проста: пост и молитва. Практически это желательное пребывание в храме накануне вечером, потому что богослужение начинается с вечера, а Литургия венчает богослужебный день. Освятить воздержанием супружеское ложе накануне причастия. Попоститься по мере сил один или два дня накануне. Причем, сейчас Церковь говорит, что если соблюдаются все четыре больших поста, а также среда и пятница, то достаточно одного дня. Пост должен быть умеренным и посильным, более надо блюсти сердце. Прочитать Правило ко Причащению. Исповедаться накануне или в день Причастия, получить допущение духовника к Святой Чаше. Должно быть всеусердное и внимательное участие в богослужении, обидно, когда люди всю службу стоят в очереди к исповеди, а потом сразу идут к Причастию. Это обидная практика. В храм надо приходить не за тем, чтобы в очереди стоять, но для того чтобы воспевать Бога. Особенно внимательным надо быть во время Херувимской, пропеть "Верую", весь Евхаристический канон, чтобы наши ум и сердце были полностью вовлечены богослужение.

Самое главное в подготовке то, на что мы обычно не обращаем внимания. " Хотя ясти, человече, Тело Владычне, Страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть. Божественную же пия Кровь ко общению, Первее примирися тя опечалившим. Таже дерзая, таинственное брашно яждь ". Если не примирился, то, даже вычитав все каноны, не дерзай. Наше внутреннее состояние: непрощенные обиды, ропот на жизнь, маловерие, суеверие, тоска, печаль греховная, сокрушающая душу, зависть, празднословный, лукавый и сквернословный язык и так далее - все это может быть пренебрегаемо человек, но именно на это надо смотреть более внимательно. Умение простить, промолчать, мне кажется, гораздо большим приготовлением к достойному Причащению, нежели некоторые аскетические упражнения.

Надо больше внимания обращать на внутреннее, потому что христианство не религия внешних правил, это религия обновленного внутреннего человека. Христос пришел написать на наших сердцах новый закон, как о том говорил Иеремия. Уже не на каменных досках, а на сердцах.  Человек должен иметь внутри себя написанный Божий закон. Христианство - религия внутреннего человека. Надо обращать внимание на свое нутро: "сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей".

 

- Если человек готовился к Причастию, молился, постился, исповедался, а пришел после Всенощной и съел сдобный пирожок или осудил кого-то, ему уже нельзя причащаться?

 

- Горе нам, если наши духовники будут такими ригористами, что сдобный пирожок станет для них камнем преткновения. Вспомните, что говорится в Евангелии про сдобный пирожок: "всякая пища помещается в чрево и афедроном исходит". Не то зло, что входит в уста. Пожалейте людей, надо смотреть выше "горе имеем сердца". Чистили зубы и сглотнули немного водички - то же не причащаться? Священник в отношении человека должен быть в этом смысле умен, как Христос. Не надо создавать претыкания там, где на дороге насыпана мелочь. Надо вынимать бревна из глаза. Буркнули на мужа или жену с вечера, попросите наутро прощения, скажите "я причащаться иду", и другая сторона попросит прощения, что раздражила перед Причастием.

Если мы будем думать о каждой булочке, мы можем скатиться до ветхозаветного еврейства, которое процеживало комаров и проглатывало верблюдов. Не в этом ли нас упрекал Христос. Надо быть выше этих вещей, что не означает полного к ним равнодушия, но если случилось, то мелочное не должно удалять человека от Христа. Надо чтобы и священник не удалял человека от Христа по мелочным основаниям.

Есть реальные люди, которых надо гнать от Чаши, и есть реальные люди, которым надо Чашу нести. И если ты перепутаешь - горе тебе, потому что Бог через Исайю сказал: "Горе тем, кто называет белое черным, и горе тем, кто называет черное белым". Главное не перепутать.

 

Протоиерей Андрей Ткачев

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Последние телепередачи

Вопросы и ответы