О крещении детей и катехизации

Аудио
Скачать .mp3

- Как поступить, если дети-сироты просят их покрестить, но при этом по-детски все воспринимают и не осознают ответственности. Мы покрестили несколько детей так, но в итоге через некоторое время они остыли и теперь даже не хотят ходить на службу. Спаси Господь.

- Это проблема, перед которой мы постоянно становимся. Звонят: «Вот мальчик наш, он даже службу уже хорошо знал. Мы его причащали каждый воскресный день и в праздники причащали. Пошел в школу. Теперь и в храм не хочет ходить». Все из-за чего? Перевернули мы все. Вместо того, чтобы ходить на ногах — голова вверху, мы сделали точно наоборот. Сначала крестим, потом говорим: «Ах!». Я не знаю, как в данном случае. Действительно вопрос сложный, когда дети просят. Если есть возможность сказать: «Еще рано, подожди, ты же еще не знаешь, что такое христианство. Тебе надо узнать. Подожди немножко. Ты узнаешь и если сам пожелаешь тогда, когда узнаешь — то,  пожалуйста, приди и крестись».

У меня был случай: родственница одна моя, у нее внучка, а сын ее слушал мои проповеди, это ужасно, конечно, где Осипов говорит, что детей крестить надо все же воздержаться, ну в общем ереси всякие. Но он слушал это. И не крестит, и не крестит. Пять лет уже. Она, эта бабушка, говорит: «Я больше не могу уже». Я сказал: «Ладно, как хотите». Крестили. Приезжают. Сияющая, фотографии показывает и потом говорит: «Ты прав. Она еще ничего не понимает. Мы рано крестили». Я говорю: «Наконец-то у тебя хоть глаза открылись».

Когда мы крестим детей в малосознательном состоянии, мы отнимаем у них великий дар переживания Бога. Если он умрет, что будет? Сейчас я вам скажу, только не от себя. Отсебятину я никак не хочу говорить. Григорий Нисский (это родной брат Василия Великого) говорит, у него есть специальное сочинение под названием «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью». Прямо утверждаю, что младенцам, как не совершившим никакого зла ничто не препятствует быть причастниками Света Божьего. Вот как он говорит: «Неискусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не приял в душу болезни». Еще Феофан Затворник: «А дети все ангелы. Некрещеных, как и всех вне веры сущих надо предоставлять Божьему Милосердию, они не пасынки и не падчерицы Богу, потому и знает как и что в отношении к ним учредить. Путей Божьих — бездна». Я обращаю ваше внимание на Евангелие, когда ученики не пускали детей, Он сказал: «Не мешайте детям приходить ко мне, таковых есть Царство Небесное. Если не будете как дети — не войдете в Царство Небесное». О каких крещеных детях Он это говорил? Тогда и крещения не было. Таковых есть Царство Небесное. История Церкви свидетельствует как постепенно вошла эта практика крещения детей. Постепенно. Это не сразу. Святоотеческое учение совершенно однозначное. Кроме одного блаженного Августина. Даже мысли нет о том, чтобы не крещеные дети погибли. Даже мысли нет! Откуда к нам эта вещь проникла — просто диву даешься. Нет этого.

- Где тот возраст и тот момент, когда ребенок осознает, что ему надо креститься?

- На счет этого мне трудно сказать. Но я думаю, что это, наверное, переходный возраст, 13-15 лет. Где-то вот здесь. Но уж, конечно, не пятилетние.

 

Алексей Ильич Осипов

Профессор Московской Духовной Академии

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Последние телепередачи

Вопросы и ответы