О значении поста и молитвы перед Причастием

Аудио
Скачать .mp3

Ваше отношение к дополнительным условиям для причастия: правила, пост, исповедь, ведь этого нет в Греции, в православной стране, насколько мне известно. Не являются ли эти условия противоречием и дополнительной искусственной трудностью?

Да, в Греции уже этого нет – вот так надо было написать. Уже нет, хотя это было всегда. Есть лекарства, говорят медики (я сам-то не медик), которые нельзя принимать, если человек перед этим поел какой-нибудь жирной пищи. Это лекарство станет для него ядом, человек может отравиться, может даже умереть. Понимают? Да! Если врач скажет: «нельзя ни в коем случае», то всё. Надо же, какие дополнительные условия странные.

Что апостол Павел пишет? Тот, кто причащается недостойно (об этом поговорим), тот в  суд себе ест и пьет, оттого многие из Вас болеют и умирают. Как интересно, прямо как с лекарствами! Что же это за условия, которые необходимы? Самое главное, конечно, состоит в том, что:

Первое. Я знаю, к чему я подхожу, я в это верю. Не надо причащаться, если веры нет. Я верю, что я причащаюсь Христа, и душой, и телом.

Второе. Я должен причащаться с осознанием того, кто я есть в настоящем состоянии. Кто же я есть? Такой святой, что приходится говорить «не тронь, а то пойдет вонь». «Господи, я осознаю, кто я, вот кто я есть, причащаюсь потому, чтобы хоть немножко Ты мне помог своей благодатью, с этим осознанием этой своей негодности, с этим смиренным чувством» - это будет, конечно, достойное Причащение, полезное Причащение, это будет во благо действительно души и тела. Для того, чтобы хоть немножко человек осознал себя и пришел в это чувство, требуется молитва. Да, если читаем мы молитвы, какое у всех них содержание? Покаянное! Исповедь – перечисляют грехи. Стоишь и думаешь: «А чего это я? В общем-то, я особенно и не грешный, раз, два, три и больше-то у меня грехов и нет». Начинаешь читать – батюшки, и правда! И в том, и в другом, и в двадцатом грешен.

Насчет поста? Разве мы не знаем, что сытое брюхо к учению глухо? А уж к молитве – в квадрате. Вот почему требуется пост, вот почему требуются молитвы, вот почему требуется исповедь. Не смотрите на Грецию, а вернее, можете на нее посмотреть и увидеть, что было у нас до революции – обмерщвление Церкви, к сожалению. Что на Западе творится? Я сижу в ресторане с католиками, едим, пьем, шутим. Толкает меня католичка: «Профессор, вы на мессу пойдете с нами?» Я говорю: «Что? Причащаться будете, что ли?» «Да, конечно» «Как?» «А Папа разрешил один час поста, пока дойдем до места, где костел, час и пройдет». Я говорю: «Сжечь вас надо».

Этого мы хотим? Русская традиция, еще мы держимся, но уже трещины дает. Уже некоторые священники на Пасху, на Рождество – давайте, все причащайтесь. А что пишет Иоанн Златоуст? «Достойное причащение», и перечисляет – «бывает не редко, и не часто, и не в праздники, а только тогда, когда ты подойдешь к нему с сердцем сокрушенным и смиренным». Причем тут праздник? Если праздник, то, значит, я могу и к премьер-министру в праздник? Представляете, праздник и я в своих грязных сапожищах и в форме – здравствуйте, господин президент, я к вам пришел! Можно ли это? Все скажут: «С ума сошел», никто и не пустит! Почему? Праздник!

Ах, это мы понимаем, а к Христу прийти, не к президенту, а к Христу прийти можно без исповеди, безо всего. Шаляй-валяй, сегодня Пасха! Да? Таких вещей не понимаем! Мы принимаем величайшее Таинство, приступаем к самому Христу! Надо же просто осознать это и понять, с каким благоговением мы должны подойти! Но не может быть ни этого благоговения, ни этой молитвы, не может быть покаяния, если мы не подготовимся хоть несколько перед Причастием. Для этого установлена исповедь, для этого установлен пост, для этого установлены правила молитвенные. Ну что Вы, как же это можно – безо всего, в грязных сапожищах заявиться и только потому, что сегодня Рождество или Пасха.

А вообще-то это Вы здорово, знаете? Можно без исповеди на Рождество и на Пасху. Так, все – я теперь буду дважды в год причащаться. И хватит, правда же?

Забыли! Исповедь – это великое благо, когда перед лицом священника, как свидетеля, я могу назвать самое-самое, что мучает мою совесть. Вот немножко пересилив себя, хотя бы назвать и покаяться. Необходимо это, Святые Отцы запрещают вот такое бераздельное, такое, знаете ли, свободное – подходите, кто хочет. Еще раз повторяю: вот, святой Иоанн Златоуст как великолепно это выразил – редко надо причащаться? Нет. Часто надо причащаться? Нет. В праздники надо причащаться? Нет. Здорово?

Мария Египетская причастилась всего два раза за свою жизни, Иоанн Кронштадтский чуть ли не каждый день причащался, так кому следовать? Надо нам не подражать здесь этим образам, а следовать великому слову Златоуста: не редко, не часто и не в праздники, а тогда, когда мы можем подойти к этому, подготовившись, осознавши себя, собравшись, если хотите, в себе самом. Вот тогда только можно подойти, подготовившись. Вот так.

 

Профессор Московской Духовной Академии и Семинарии

Алексей Ильич Осипов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Последние телепередачи

Вопросы и ответы