Почему Крещение считается неполноценным без Миропомазания?

Аудио
Скачать .mp3

- Почему таинство Крещения считается неполноценным, если не было совершено таинство Миропомазания?

- Не думаю, что это правильная формулировка, оно совершенно полноценное, а Миропомазание - это отдельное таинство. Вообще если брать нормативные понятия, то таинство Миропомазания должны совершать епископы и формой таинства должно быть возложение рук. Миропомазание возникло несколько позже, а изначально на крещеного возлагались апостольские, епископские руки. По сути, люди рукоположены во христианство: человек крещеный - это человек, рукоположенный в христианство. Мы сейчас привыкли, что рукополагают в дьяконы, священники, архиереи, а в христианство не рукополагают. Рукополагают. Царственное священство распространяется на всех, потому что печать дара Духа Святого и благодать Духа Святого подается человеку после крещения. Можно соединять эти таинства, а можно разделить их во времени - это уже вопрос разных практик, но в принципе человека крещеного впоследствии нужно еще рукоположить в христианина, то есть дать ему полноту даров, чтобы он был борцом с грехом и исполнителем заповедей. Вот такая интересная вещь.

Почему в западной традиции конфирмация (рукоположение) совершается только епископами и только после семи- или двенадцатилетнего возраста в разных традициях? То есть они крестят в детстве (40 - 50 дней от рождения ребенка), а рукополагают его (помазывают его миром, возлагая руки) намного позже, совершая перед тем обучение. Он проходит некую катехизацию, изучает Закон Божий, это готовит его к конфирмации, то есть к тому, чтобы подтвердить свое христианство, рукоположиться в настоящего христианина. Это хорошая практика с точки зрения теории, но ее тяжело исполнять. На сегодняшний день она в значительной мере подрезана, как дерево под корень, и не приносит тех плодов, которые нужно, но сама по себе она очень интересна. А мы это все сводим воедино, как обручение и венчание. Можно же обручить на Неделе мясопустной, а на Фоминой неделе повенчать.

- А что это дает?

- Развести по времени одно и другое - значит дать человеку некую закалку: вы уже друг другу принадлежите, но вы еще не супруги, то есть теперь упражняемся в молитве и посте и готовимся к Пасхе, а после Пасхи - все остальное. Это некое подвижничество, хороший подвиг. Например, сегодня на Востоке практикуют обручение за год до венчания, на которое юноша еще должен заработать деньги. Они уже с кольцом ходят и на венчании только меняют кольца местами, но пока он еще не имеет права даже целовать невесту, не имеет права ночевать в доме под одной крышей с ней. Так же и она. И он работает год, ждет иногда полтора-два года - вот это действительно человек ждет встречи со своей невестой. А такая наша расхлябанность, когда можно все и сразу, печальна, об этом стоит хорошенько подумать - как жить дальше.

Поэтому можно сводить все вместе, у нас таким образом сведено крещение и миропомазание, а можно и развести, но мы этого не делаем, потому что это будет для нас обременительно, тяжело, породит очень много ошибок в церковной практике, в запутанной нашей жизни это еще больше запутает, поэтому следует признать нашу сегодняшнюю практику снисходительно-оптимальной. Но нужно понимать сам принцип жизни человеческой, что христианин - это царственный священник, мы род святой, взятый в удел, независимо от того, иерей, протоиерей, дьякон или мирянин, - мы все рукоположены в христианство по факту миропомазания. Пусть нас мазали миром, а не рукополагал епископ, но мазание миром заменяет возложение рук епископом, нам дан Дух Святой в другой форме.

 

протоиерей Андрей Ткачёв

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Последние телепередачи

Вопросы и ответы