С каким настроением нужно приступать к Причастию?

Аудио
Скачать .mp3

- С каким настроением нужно приступать к Причастию, и какой должна быть жизнь после него?

- Это жизненно важный вопрос, поскольку уже апостол Павел предупреждает, что каждый, кто ест или пьет, то есть причащается, недостойно, суд себе ест или пьет, и от того многие из вас, как он говорит, болеют или даже умирают. Церковь говорит, что это очень сильное лекарство, которое требует соответствующих условий, для того чтобы оно подействовало для здравия души и тела человека. Нельзя причащаться только ради причащения.

Какие условия требуются для причащения? Прежде всего, вера, что мы причащаемся Самого Христа. Второе соответственно первому: если мы причащаемся Самого Христа, то какое же у нас должно быть благоговение. Недаром, когда священник выходит с Чашей,  звучит возглас "Со страхом Божиим и верою приступите". Страх Божий не животный страх, но страх любви, нельзя смешивать эти вещи. Страх Божий - не дай Бог оскорбить эту божественную любовь, которую дает нам это святейшее Таинство.

Поскольку мы говорим не только о вере, но и благоговение, оно требует соответственной подготовки нашего человеческого сознания и даже нашего человеческого тела. В чем заключается подготовка нашего человеческого сознания? Слава Богу, в нашей Русской Православной Церкви еще сохраняется требование исповеди, то есть покаяния, осознания собственной греховности, обращения к Богу о прощении своих грехов. Мы подходим к священнику, каемся, получаем отпущение этих грехов. Но как я могу каяться, если я не чувствую себя грешным? Оказывается, важнейшим условием причащения является осознание того, что я грешный, недостойный. Достойно, то есть с пользой может причаститься только тот человек, который видит и осознает свое недостоинство приступить к этому.

Степень достоинства причащающегося обусловлена степенью осознания своего недостоинства. По этой причине человек готовится, то есть читает соответствующие молитвы, каноны, молитвы перед Причастием и даже готовит свое тело. Готовит его постом: попостись хотя бы один день, воздержись от осуждения, болтологии, лукавства, лицемерия, телевидения, интернета, всего, что уводит от Бога. Благоговение требует этой подготовки. Если, например, нас пригласит на прием высокое государственное лицо, например, Путин, разве мы пойдем к нему в халате? Нет, мы оденемся, как подобает. Потому что этого требуют элементарные нормы уважения и благоговения. Так же и причастие требует и поста, воздержания.

Причащение - это высший праздник в нашей жизни, он выше и Рождества, и Пасхи, потому что в причащении мы не только приступаем ко Христу, но Он нас принимает, мы Его принимаем. Это высочайший праздник в человеческой жизни, поэтому даже одеться надо подобающим образом, чтобы прийти и принять Христа.

Надо всегда помнить, что если у нас нет благоговения, нет осознания своего недостоинства, если мы подходим к Причастию равнодушно, холодно, только ради того, что надо причаститься, то мы и получаем соответственное. В лучшем случае ничего не получаем, в худшем то, о чем пишет апостол Павел: от того у вас многие болеют и даже умирают. Да избавит Бог от такого причащения.

Иоанн Златоуст говорит, что Иуда причастился, и с причастием в него вошел не Христос, а сатана. Вот с какой осторожностью мы должны подходить к этому Таинству, с благоговением, покаянием, ощущением своего недостоинства, насколько это только возможно. Повторю не свои слова о том, что степень переживания своего недостоинства является степенью той пользы, которую мы можем получить от причащения.

 

Профессор МПДАиС Алексей Ильич Осипов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Последние телепередачи

Вопросы и ответы