В чём различие доктрины «пресуществления» и «преложения» Святых Даров в Евхаристии?

Аудио
Скачать .mp3

Объясните, пожалуйста, в чем принципиальное различие концепции пресуществления и концепции преложения Святых Даров в Евхаристии? Есть ли разница между понятиями пресуществления в католицизме и в православии? Почему среди преподавателей МДС и МДА сторонников пресуществления больше, чем сторонников концепции преложения?

Суть очень простая: концепция пресуществления говорит о том, что на престоле хлеб и вино превращаются в самое настоящее тело, не в мертвое же тело Христа, правда же? Не мертвое, то есть в Самого Христа. В «Исповедании православной веры» в связи с этим написано так: «Поскольку человеку неестественно ядение невареного мяса, то Бог скрывает от человека Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина». То есть концепция пресуществления утверждает, что происходят материальные изменения – изменения материи. И затем мы с вами причащаемся, как там написано, извините, это ужасные слова, я не могу произносить их без содрогания, «невареное мясо» - это называется Причащение. Это есть доктрина пресуществления.

Другая доктрина хорошо выражена словами преподобного Иоанна Дамаскина, который говорит: «Хлеб общения, то есть хлеб Причастия – не простой хлеб». Вы обратили внимание? - «Хлеб Причастия – не простой хлеб». Хлеб, но соединенный с Божеством. То есть утверждается, что на престоле происходит не изменение одной материи в другую, не изменение хлеба в невареное, простите, мясо, а происходит великое Таинство соединения этого хлеба и вина с Божеством Христа; и потому мы причащаемся Самого Христа, и потому этот хлеб и вино, став едиными с Божеством Христа, становятся чем? – Его плотью, не мясом, а плотью.

Алексей Степанович Хомяков иронично называл католическую доктрину пресуществления «атомистическим чудом», как будто бы атомы превращаются один в другой.

Вот в чем разница между двумя вещами. Та католическая доктрина, к которой, Вы правы, многие преподаватели сейчас возвращаются, к решению Тридентского собора, и говорят о том, что между Восточной и Западной Церквями нет никакого различия в понимании того, что происходит со Святыми Дарами.

Но, вот и я – то же самое, и целый ряд наших профессоров, выступили и сказали, нет, для нас не приемлема эта вещь, никакого превращения хлеба в мясо Христово не происходит. Евхаристия называется бескровной жертвой, вы слышите? Бескровной называется жертва. А если хлеб превращается в настоящее тело Христа, то тогда эта жертва становится кровной. И мы становимся? Вот в чем суть разногласий.

Приходится только удивляться тому, что мы слышим, что будто бы между православным и католическим пониманием Евхаристии нет никакого различия. Мы говорим – принципиальное различие. Нет материальных превращений.

По-моему, это наследие материализма, когда первичным считается всё материальное.

Святой Григорий Нисский пишет, тело Христово – это хлеб и вино. Подумайте, теперь-то уж и физика говорит, что сущность материи и хлеба, и тела – одна и та же, так что нечего менять одно в другое. Мы причащаемся Христа, и этот хлеб становится Его плотью, почему мы и называем эту плоть телом и кровью; почему мы называем «истинным», потому что это – Христос. Вот в этом вся суть.

 

Расшифровка:Римма Адомайтите

Алексей Ильич Осипов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Последние телепередачи

Вопросы и ответы